Боевая техника в военных конфликтах.

Оценка использования вертолетов в операции коалиционных сил против Ирака

Необходимо отметить, прежде всего, абсолютную закрытость информации о боевых действиях вертолетов коалиционных сил в Ираке. Если в первой войне в Заливе о пяти сутках наземной операции было известно почти все с точностью до минуты, то во второй войне американские военные приоткрыли завесу секретности лишь после мощной критики, прозвучавшей со стороны СМИ, которые во весь голос заговорили о недопустимо больших потерях вертолетов и плохом качестве подготовки авиационной техники и личного состава к боевым действиям.

Боевые вертолеты "Апач"

Операция "Свобода Ирака" стала боевым крещением для вертолетов AH-64D "Апач лонгбоу", которые составили 6 из 9 батальонов, которые вошли в состав 3 пд (пехотная дивизия) и 101 вшд (воздушно-штурмовая дивизия). Всего же сухопутные войска США разместили на этом ТВД 170 вертолетов "Апач": 120 вертолетов АН-64D и 50 АН-64А, которые в ходе активной фазы боевых действий налетали 6900 часов и совершили более 1000 вылетов, не потеряв при этом ни одного экипажа. Пять вертолетов были повреждены в результате вынужденных посадок. Из них по крайней мере два восстановлению не подлежат.

Наибольший интерес вызвало боевое столкновение, которое произошло в районе Кербелы в ночь с 23 на 24 марта 2003 года. 18 вертолетов AH-64D из 1-го батальона 227 ап (авиационного полка), принимавший участие в операции, попали в засаду. В результате, один вертолет совершил вынужденную посадку из-за повреждения двигателя и отказа систем вооружения, оба члена экипаж были захвачены в плен. Остальные машины вернулись на базу с различными повреждениями. Тем не менее, в течение 96 часов они были восстановлены и вернулись в строй.

AH-64D Longbow. CrashОдин из участников операции сказал, что иракцы за 12 лет хорошо изучили "Апачи" и в эту ночь организовали засаду, установив "стену огня". Мы не ожидали такой реакции от иракцев и были удивлены. В дальнейшем мы больше не допускали подобных ошибок. Стали использовать объединенные (смешанные) средства поражения, непосредственную огневую поддержку, "выкуривая" противника, рассредоточивая боевые порядки летальных аппаратов и лучше используя разведку для выявления целей.

По данным генерал-лейтенанта Ричарда Коди, только два батальона из состава 101 вшд уничтожили 866 целей, в том числе 84 танка, 174 артиллерийских орудия, 183 средства ПВО, 142 БМП и 8 ракет класса "земля - воздух". Три батальона 3 пд уничтожили 119 целей.

По мнению специалистов компании "Боинг" (разработчика и производителя "Апачей"), иракский конфликт вновь подтвердил высокую живучесть вертолетов "Апач", которые после получения боевых повреждений продолжали выполнение полетных заданий. Например, по крайней мере, один вертолет получил повреждение хвостовой части из гранатомета, но сумел вернуться на базу, и был восстановлен.

В другом случае, после повреждения редуктора из РПГ, вертолет в течение 29 минут продолжал полет в условиях "масляного голодания" и благополучно вернулся на базу. Вертолеты вернулись на базу, имея 27 сквозных повреждений лопастей несущего винта. В одном из вертолетов (после возвращения из-под Кербелы) насчитали более 700 попаданий пуль и снарядов, однако ни один из членов экипажа не пострадал.

Подразделения АА США показали высокую мобильность. Практически все (6 из 7) боеготовые батальоны модернизированных "Апачей лонгбоу" были переброшены в Ирак, а перед этим они принимали участие в проведении активной фазы операции "Анаконда" в Афганистане, где американцы не потеряли ни одного вертолета "Апач". Что касается вооружения боевых вертолетов, то основная часть информации о его применении закрыта. Известно лишь, что новая ИК - система переднего обзора второго поколения с дальностью вдвое больше чем у существующих систем, позволяет идентифицировать цели на большем удалении, и, по словам производителя, не допустила бы попадание в засаду, как это было в Кербеле.

Iraq Freedom. Helicopter H-53Поисково-спасательные и транспортные вертолеты.

ВВС США предприняли целый ряд мероприятий по качественному совершенствованию поисково-спасательного обеспечения боевых действий (ПСО б/д). Экипажи поисково-спасательных вертолетов HH-60G, которые принимали участие в боевых действиях в Ираке, получили новое вооружение и оборудованием для использования разведывательной информации непосредственно в ходе выполнения полета.

При подготовке к войне ВВС разместили подразделения вертолетов HH-60G вокруг Ирака. Каждому подразделению отводился свой сектор, где были определены передовые площадки для перебазирования вертолетов с целью сокращения времени реакции в случае, если потребуется спасение экипажей, покинувших ЛА.

Среди усовершенствований, необходимо выделить два наиболее важных: использование средств разведки Have CSAR и установка одноствольного пулемета GAU-8 калибра 0.5 с гораздо большей дальностью и точностью, чем у существующего вооружения. Модернизация была обусловлена необходимостью выполнения задач ПСО в условиях боевых действий.

Экипажи НН-60G просили вооружение с дальностью стрельбы 1500 м (у старых пулеметов калибра 7,62 мм дальность составляла 800 м). Кроме того, они просили более точную систему для реального поражения целей вместо заградительного огня по направлениям. Вместе с новым вооружением был разработан новый механизм установки, который позволяет стрелку вести огонь из пулемета, находящегося вне кабины вертолета, обеспечивая свободное перемещение в пространстве. Новый механизм также можно использовать для закрепления традиционного вооружения НН-60 (пулеметы GAU-2С калибра 7,62 и М240 калибра 7,62). И еще одно замечание - пулеметы могут быть зафиксированы в переднем положении. В этом случае управление огнем осуществляет пилот.Iraq Freedom, Helicopter hh-60

В это же время был разработан проект Have CSAR. Это оборудование позволяет экипажу получать новую разведывательную информацию через спутник, благодаря чему строить маршрут, избегая столкновений со средствами ПВО противника. Поступающая информация отражается на многофункциональных дисплеях в кабине экипажа. Как показал опыт боевых действий, надежность работы оборудования высокая - по крайней мере 18 боевых вылетов на ПСО б/д были благополучно завершены благодаря обновленным разведывательным данным. ВВС планируют поднять статус вертолетов НН-60 с корпусного уровня до уровня командования специальных операций ВВС, где до сих пор приоритет отдавался штурмовикам - военно-транспортным самолетам С-130 и вертолетам МН-53.

Боевые действия в Ираке показали повышение значения ПСО б/д, включая совместные боевые действия. Например, не все боевые подразделения США и коалиционных войск прибыли в регион с аварийно-спасательными радиостанциями для летного состава. В корпусе морской пехоты (КМП) США наблюдался недостаток радиостанций, оснащенных GPS из-за большого количества ЛА, работающих в регионе.

Для оценки условий применения, три вертолета НН-60 были отправлены в Кувейт, где в течение более года эксплуатировались в условиях пустыни. Результаты показали, что в условиях песчаных бурь (скорость до 100 км/ч) наибольше количество отказов было зафиксировано у двигателей и лопастей несущего винта. Наилучший выход из положения, по мнению руководства ВВС США, - в создании запасов достаточного количества запчастей.

Были проведены испытания нового пылезащитного устройства (ПЗУ), поскольку конструкция существующего ПЗУ затрудняет его очистку. Новые ПЗУ на вертолетах МН-53 работали очень хорошо и позволили поддерживать исправность этих вертолетов на уровне 85%. Напротив, ПЗУ на вертолетах КМП СН-53 работали плохо и требовали больших трудозатрат на их очистку.Iraq Freedom War Helicopter

Наиболее серьезную угрозу для полетов вертолетов представляла потеря ориентировки в условиях песка и пыли. Разработчики программного обеспечения в ходе боевых действий за 90 дней модернизировали систему управления полетом вертолетов МН-53, что существенно улучшило пространственную ориентировку. Новые символы на висении облегчили посадку вертолета, даже если он закрыт облаком пыли. В настоящее время решается вопрос о переносе программного обеспечения на вертолеты НН-60. Из-за ошибок пилотирования, аварий и грубых посадок количество располагаемых вертолетов НН-60 сократилось до 104 ед.

Еще одно из усовершенствований НН-60 – программное обеспечение для персональных GPS приборов спасения. Прибор с низкой вероятностью перехвата позволяет передавать текстовые сообщения между вертолетом и командным центром через спутник. Пилот, покинувший самолет, или астронавт (в случае привлечения НН-60 к поиску космических аппаратов) может послать сообщение непосредственно экипажу вертолета.

Это оборудование было установлено на один из НН-60, который был отправлен в Ирак для демонстрации возможностей системы. Во время боевых действий из-за отсутствия необходимой инфраструктуры для работы в полном объеме система GPRS использовалась только в очень ограниченных режимах. Однако благодаря использованию линии связи командный пункт был способен отследить местоположение вертолета, оснащенного GPRS. Экипажи ПСО б/д высказали пожелание иметь более совершенную линию передачи данных, в первую очередь для того, чтобы работать с Е-3 АВАКС, А10 и другими ЛА, которые являются составными элементами спасательного подразделения (группы). Предполагается что это может быть линия связи Link 16, но так далеко ВВС США не загадывают из-за отсутствия необходимого финансирования.

В Ираке экзамен держала и служба сервисного обслуживания, которая столкнулась с конструктивными недостатками, отказами, повреждениями и старением техники. На основании анализа боевых действий, ВВС США приняло решение об эксплуатации вертолетов НН-60 до 2020 года (с наработкой до 15000 часов в рамках жизненного цикла).

Участие британских вертолетчиков.

Iraq Freedom War HelicopterВпервые вместе с американцами в боевых действиях активное участие принимали британские вертолетчики. Они также несли и несут боевые потери и набираются опыта, отрабатывают новые формы взаимодействия, способы и методы воздушной поддержки боевого и не боевого применения, полицейских операций и обеспечения безопасности.

Объединенная вертолетная группа (ОВГ) Великобритании базируется в международном аэропорту Басры и осуществляют круглосуточное обеспечение 1-й бронетанковой дивизии Великобритании, частей и подразделений коалиционных войск в британской зоне ответственности в Басре и иракской провинции Майсан.

Когда, в начале марта 2003 года, ОВГ под командованием Энди Пулфорда перебазировалась в Басру, в ее состав входили вертолеты королевских ВВС НС2 "Чинук" из состава 18-й вертолетной эскадрильи (ВЭ), НС1 "Пума" из 33-й ВЭ, королевских ВМС (Командос) - НС4 "Си Кинг" из 845 ВЭ военно-морской авиации и сухопутных войск противотанковые АН7/9 "Линкс" и разведывательные АН1 "Газель" из 3 ап авиационного корпуса СВ. После завершения активной фазы операции количество вертолетов было сокращено и сечас составляет: 5 "Чинук", 5 "Си Кинг", 5 "Линкс" и 3 "Газель".

Командование ОВГ размещается в штабе 1брд в аэропорту Басры и оттуда осуществляет руководство действиями объединенной группировки, включая применение перебазированных на передовую площадку в Аль-Амарах, расположенную в 120 км на север от Басры в непосредственной близости к штабу 16-й дшбр противотанковых вертолетов "Линкс", разведывательных "Газель" и двух "Чинук" (один "Чинук" находится в постоянной (24 часа) готовности к выполнению задач по эвакуации раненных и пострадавших). Вертолеты НС4 "Си Кинг" также находятся в постоянной готовности в аэропорту Басры к выброске групп немедленного реагирования, в состав которых входят медики, взрывотехники, пожарные и т.д. для реагирования на чрезвычайные ситуации, возникающие с военными и гражданскими лицами. Необходимо отметить, что Великобритания направила в Ирак самые современные вертолеты королевских ВМС МК1 "Мерлин".

Перед открытием аэропорта для гражданских и коммерческих перевозок командование должно быть переведено в город. Кроме того, в течение нескольких месяцев должна быть произведена замена ОВГ: 27-я ВЭ заменит 18(В) ВЭ, 846-я ВЭ - 845-ю ВЭ, 4 АП АК заменит 3 АП. Энди Пулфора заменит Карл Диксон. В эти сроки 1-ю бронетанковую дивизию заменит 3-я дивизия вместе с 7-й бронетанковой бригадой.

Потери.

Вертолетные потери в Ираке - это повторение наших ошибок в Афганистане и Чечне, как по содержанию, так и по своей динамике изменения. Потери в региональных конфликтах не зависят ни от государственной принадлежности вертолетов, ни от национальности экипажей. И в Ираке, и в Чечне они до боли одинаковы, например:

AH-64D Longbow. Crash- небоевые - в мае "Блэк хоук" бьет лопастями по ЛЭП. В результате - трое погибших и один раненный. В августе в Чечне Ми-8 бьет лопастями по деревьям - один погиб, двое ранено.

- боевые - тактика и способы борьбы террористов с вертолетами (засады) хорошо известны. В Афганистане, как и в Ираке, заранее пристреливались маршруты полета вертолетов, а затем наносился решающий удар.

Что касается динамики, то первоначальный всплеск потерь при значительной доле небоевых потерь (соотношение боевых и небоевых потерь составляло 50 на 50) можно объяснить, но нельзя оправдать лишь плохой заблаговременной подготовкой техники и личного состава. Благодаря боевому слаживанию наблюдалось постепенное снижение потерь, которое сопровождалось внезапными, но регулярными скачками в результате смены террористами тактики и применяемых средств ПВО или очередной замены личного состава.

Незначительные потери на первом этапе операции в Ираке переросли в самоуверенность экипажей и командования, которые обернулись резкой вспышкой боевых потерь в конце 2003 года, вынудивших военных пересмотреть тактику боевого применения вертолетов и обратить внимание на комплексы самообороны.

В Афганистане аналогичная картина наблюдалась в конце 1985-начале 1986 года, когда появление ПЗРК привело к резкому росту потерь, которые вынудили до минимума сократить полеты. Тогда в Афганистане душманы обстреливали вертолеты прямо над аэродромами. Сегодня в Ираке бандиты "не стесняются стрелять" даже по взлетающим военно-транспортным самолетам типа С-130. Американцы "наступили на те же грабли", которые сделали своими руками, передав душманам в середине 80-х свои "Стингеры". По своей тяжести потери вертолетов сравнимы с потерями многотысячных наземных группировок. Только одна гибель Ми-26 в Ханкале втрое превысила среднемесячные потери всей группировки в Чечне. В Ираке наибольшие потери американцы понесли в ноябре 2003 года - 81 человек из них 22 человека (практически каждый четвертый) погибли в результате катастроф вертолетов.

Большое количество потерь говорит о низкой организации (охрана, оборона, защита и т.д.) применения вертолетов. Организация боевого применения вертолетов в региональных конфликтах и миротворческих операциях требует кардинального пересмотра.

Положительные моменты в применении вертолетов.

Iraq Freedom War HelicopterВо-первых, постоянный поиск новых форм и способов применения (регулярные уроки боевых действий в Ираке).

Во-вторых, хотя американцы и запоздали с модернизацией вертолетной техники (подвела излишняя самоуверенность и просчеты), сразу же по ходу операции в модернизацию и совершенствование техники и программного обеспечения включились все ведущие производители вертолетной техники, что повлекло к качественному изменению целых направлений применения вертолетов. Модернизация идет полным ходом прямо в процессе боевых действий, причем упор сделан на повышение летно-технических и оперативных характеристик, а также возможностей самообороны.

В-третьих, американцам удалось добиться реализации принципа "спасти экипажи".

В-четвертых, тесное взаимодействие, интеграция частей и подразделений различных видов, родов войск сил коалиции, нерегулярной армии и гражданских служб, совместный поиск новых решений.

Некоторые итоги.

Можно по разному уценивать боевые действия в Ираке, однако, новые задачи, новые способы действий, новые требования к информации, скорости ее передачи и обработки нельзя не замечать. У вертолетчиков коалиционных сил есть чему учиться.

Урок первый и главный. Операция в Ираке убедительно продемонстрировала, что роль и место боевых вертолетов в будущих боевых/небоевых действиях изменились. Несмотря на серьезные различия отдельных этапов операции (первый - активных боевых действий и второй - возвращения к мирной жизни), значение вертолетов (их вклад успех "общего дела") существенно возрастает.

Вертолеты превратились в бесспорного лидера боевых/небоевых действий. С одной стороны, повышение эффективности всех средств борьбы зависит от роста эффективности применения вертолетов, а с другой - сами вертолеты стали для противника целью наивысшего приоритета. Террористы устроили охоту на вертолеты. Вертолеты превратились в мощное средство морально-политического давления. Любая потеря особенно остро воспринимается обществом.

Урок второй - Ирак, как и Чечня, стали проверкой для вертолетчиков и вертолетов на их готовность к выполнению новой роли, накоплением опыта для дальнейшего совершенствования вертолетного хозяйства. Ирак и Чечня - повод для серьезной работы над ошибками.

Урок третий. Меняются условия применения, возникают новые формы взаимодействия (с наземными войсками), новые факторы, оказывающие серьезное влияние на применение, например, активизация ПВ, за счет поддержки третьих стан, которые осуществляют подготовку, организацию и координацию противовертолетных действий террористов.

Iraq Freedom War HelicopterВертолетный мир меняется и меняется не в лучшую для нас сторону. Каким он будет, сегодня не скажет никто. Неоднократные изменения программ ведущих боевых вертолетов "Апач", "Команч" и "Тигр", красноречиво свидетельствует об отсутствии четкого представления о месте и роли боевых вертолетов в будущих региональных войнах и конфликтах. И, тем не менее, поиск продолжается. Даже такая, казалось бы, невертолетная страна как Голландия направляет свои боевые вертолеты в Афганистан.

Урок четвертый - вертолетная авиация болеет одинаково, значит и лечить ее нужно одинаковыми средствами. Совместная борьба с мировым терроризмом (а не заявления о намерениях) предполагает совместную кропотливую работу по повышению эффективности применения вертолетов против террористов.

Нужно искать точки соприкосновения в применении винтокрылов в борьбе с мировым терроризмом сообща. Главная цель в этой борьбе - свести потери к минимуму. В мировом сообществе растет понимание необходимости практических шагов по борьбе с терроризмом. Они должны включать весь набор средств: от политических и экономических до военных и спасательных. При этом ситуация в мире меняется столь стремительно, что для эффективного противодействия международному терроризму постоянно требуются новые и неординарные решения.

Ключевым фактором, определяющим успех антитеррористической операции, остается активное использование воздушного пространства. Эффективность мобильных универсальных антитеррористических подразделений прежде всего зависит от способности максимально эффективно использовать "третье измерение". В то же время само использование "третьего измерения" в противодействии терроризму приобретает новые краски.

Во-первых, это существенное расширение всего спектра выполняемых летательными аппаратами задач и перемещение центра тяжести от непосредственно боевых задач в сторону транспортных, аварийно-спасательных, полицейских, демонстрационных, психологических и т.п.

Во-вторых, необходимо делать ставку на опережение террористов. Воздушное пространство должно использоваться в интересах качественного повышения мобильности. С одной стороны, это определяется временным фактором, а с другой – лишь исключительно высокая мобильность позволит эффективно решать возникающие задачи меньшим составом сил. Переброска по воздуху сил и средств противодействия террористам становится основным, а порой единственно возможным средством транспортировки.

В-третьих, чрезвычайные ситуации требуют значительных объемов переброски вооружений, военной и специальной техники, различных грузов, продовольствия, гражданского населения, а также выполнения задач при возвращения к мирной жизни.

В-четвертых, "насыщение третьего измерения" информацией. В условиях отсутствия сплошной линии боевого соприкосновения опередить противника можно лишь обладая достоверной, своевременной, систематизированной и защищенной информацией (об обстановке, пространственном положении ЛА, возникающих угрозах, взаимодействии и т.п.).

Iraq Freedom War HelicopterОчевидно, что основу антитеррористических формирований составят вертолеты. Однако при формировании таких подразделений возникает закономерный вопрос - какие вертолеты нужны. Если высокие летно-технические характеристики и безопасность полетов не подлежат обсуждению, то на первое место сегодня выходят многофункциональность, универсальность, надежность и простота эксплуатации, доступность (малая стоимость) приобретения и эксплуатации.

Основой мобильных сил вполне могли бы стать вертолеты класса Ми-8/Ми-17. Они в максимальной степени отвечают требованиям, предъявляемым к вертолетам новых мобильных сил, которым по силам работать в Центральной и Южной Америке, Африке, в "проблемных" странах Европы, на Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии.

Ми-8/17 проверены временем и участием в самым различных конфликтах. Эффективные, простые, надежные, дешевые, известные всему миру они способны решать самый широкий спектр вновь возникающих антитеррористических задач. Как показали многочисленные результаты различных исследований, вертолеты Ми-8/17 обладают достаточными запасами долговечности и вполне могли бы сыграть существенную роль в борьбе с терроризмом. Для наращивания сил Ми-8/17 могут использоваться совместно с Ми-26. Примеры и опыт такого использования уже наработаны в рамках операций под эгидой ООН.

Под каждую конкретную задачу можно формировать команды. Вопрос заключается лишь в том, как это сделать максимально быстро и эффективно.

Что же касается новых и перспективных военно-транспортных вертолетных программ (NH90, S-92, ЕН101, V-22 и других), то это достаточно дорогие для такой работы машины. Им еще предстоит оценка систем эксплуатации. У Ми-8/17 есть неоспоримое преимущество: они есть, нужно лишь найти решения, как их использовать. Базы хранения могут включать, сервисные центры, центры по подготовке со своими тренажерами и средства для переброски вертолетов (это может быть и морской транспорт).

Проблемы миротворчества кроются не в качестве вертолетов или формах их применения, а в их отсутствии. Любая миротворческая операция должна начинаться с военно-транспортной авиации и продолжаться на вертолетах. В противном случае террористы всегда будут "неуловимы" и "ненаказуемы".

Нежелание международных структур принимать Ми-8/17 означает лишь одно - непонимание простых истин и нежелание в угоду корпоративным интересам решать проблему международного терроризма с точки зрения использования воздушного пространства. Здесь есть вина и российских чиновников. Постоянная борьба за контракты ООН привела к демпингу вертолетных услуг, поэтому закономерно, что мировое сообщество отказывается участвовать в наших внутренних вертолетных "разборках".

Парк вертолетов Ми-8/17 - это мировое достояние. Чиновникам международных организаций нужно понять, что этот потенциал нужно максимально эффективно использовать, а не противостоять ему.

03.06.2004 // 18:35

Текст: АРМС-ТАСС.
Фото: Air Force Link и Sikorsky.

Редакция: Chinascout

Назад



Платные услуги заповедника

Hosted by uCoz