UH-1 Huey
История создания

UH-1 Helicopter

Успешный опыт применения вертоле­тов американцами в Корее и француза­ми в Алжире стимулировал рост интере­са к данному типу летательных аппара­тов у командования армии США.

В мае 1954 г. был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолета, предназначенного для использования непосредственно в зоне боевых дей­ствий. Требовались дальность полета не менее 160 км с грузом в 360 кг при крей­серской скорости 160 км/ч; скороподъем­ность 460 м/мин и практический потолок 1830 м. Особо оговаривалась простота технического обслуживания и эксплуата­ции в полевых условиях, возможность работы с неподготовленных площадок и перевозки в грузовой кабине двух ране­ных на носилках. Комплект приборного оборудования должен был обеспечивать пилотирование вертолета в сложных метеоусловиях, днем и ночью, а габари­ты — его перевозку военно-транспорт­ными самолетами С-130 и С-124.

Всего на конкурс представили 19 про­ектов. Победителем стала фирма "Белл", разработавшая машину классической одновинтовой схемы с газотурбинным (турбовальным) двигателем. В качестве приза она в июне 1955 г. получила кон­тракт на постройку трех опытных вер­толетов ХН-40 и малой серии из шести YH-40 для проведения войсковых испыта­ний.

Полноразмерный макет был готов в конце ноября 1955 г., а первый полет опытного образца машины 22 октября 1956 г. Интересно, что на предваритель­ном этапе заводских испытаний, завер­шившемся в январе 1957 г., часть обшив­ки отсутствовала. Обычно требовалось несколько месяцев для доработки кон­струкции, однако в случае с ХН-40 "окно" в полетах составило всего две недели — ничего существенного менять не при­шлось. Заводские испытания продолжи­ли 14 февраля 1957 г. Почти четыре ме­сяца ушло на подлеты — оценку устой­чивости и управляемости машины на ре­жиме висения.

UH-1 Ирокез атакует. ВьетнамДальше заводские и военные летчики "обкатывали" вертолет параллельно. Второй опытный образец ХН-40 передали ВВС в апреле 1957 г. Его опробовали на авиа­базе Эдварде. По результатам этих испы­таний пришлось изменить конструкцию несущего винта — установить стабилизи­рующие стержни выше лопастей. Как вы­яснилось, такое размещение способство­вало улучшению устойчивости машины.

К этому времени были готовы верто­леты малой серии. Первый YH-40 пред­назначался для последнего этапа летных испытаний, проводившихся фирмой "Белл". Второй YH-40 сдали ВВС. Опыт­ные летчики проверяли вертолет на соответствие параметрам технического задания. На пятом этапе испытаний под­ключилась армия, в этих полетах прини­мала участие третья машина малой се­рии. Три остальных YH-40 отправили в центр армейской авиации в Форт-Ракере. Там оценивались летно-эксплуатационные характеристики вертолета, а так­же надежность работы систем и ремон­топригодность.

Для дополнительных испытаний зака­зали еще девять вертолетов под обозна­чением HU-1. Фирма сдавала их заказ­чику с темпом один в месяц, начиная с сентября 1958 г. Первый экземпляр сра­зу же был отправлен на Аляску для опробования в условиях низких темпера­тур. Испытания жарой машина проходи­ла в Аризоне. Второй HU-1 "Белл" ис­пользовала для доводки бортового обо­рудования. Четвертый HU-1 вместе с четвертым YH-40 летал по программе оценки эксплуатационных характеристик в Форт-Ракере. Программа была исклю­чительно напряженной и сжатой: каждый вертолет проводил в небе ежедневно от 10 до 13 ч, а подготовка машин к поле­там велась ночью.

В этот же период вертолет переиме­новали. Название изменилось в связи с общей реформой обозначений летатель­ных аппаратов вооруженных сил США. На вооружение вертолет приняли под обозначением UH-1 "Ирокез", однако за машиной прочно закрепилось прозвище "Хью". Именно так звучало бы сокраще­ние HU, если читать его не по буквам, как принято в английском языке, а как слово. Иногда пользовались еще и име­нем "Хьюкоптер" (составленным из "Хью" и "геликоптер").

Техническое описание

UH-1 HueyМногоцелевой вертолет Белл UH-1N выполнен по одновинтовой схеме, с хво­стовым винтом. Имеет цельнометалли­ческую конструкцию. Фюзеляж типа полумонокок. Силовой набор его передней части состоит из двух лонжеронов и набора шпангоутов; обшивка несущая. Хвостовая балка отъемная, соединена с фюзеляжем болтами. Концевая бал­ка, выполняющая роль киля, несет ру­левой винт и управляемый стабилиза­тор.

Пилотская кабина имеет большую площадь остекления — сверху, снизу, спереди и сбоку и отдельные откидные двери. Управление вертолетом двойное, но второй комплект — легкосъемный. Грузопассажирская кабина расположе­на за пилотской. Сиденья внутри склад­ные, что позволяет освободить весь внутренний объем для размещения гру­за. Большие сдвижные двери обеспечи­вают легкий доступ в кабину. Предусмот­рен калориферный обогрев.

Несущий винт двухлопастный, качающе­гося типа. Лопасти соединены общим тор­сионным стержнем. Винт крепится к валу шарниром карданного типа, закрытым сверху колпаком с рым-болтом. Лопасти сотовой конструкции. Вертолеты UH-1N оснащены несущими винтами нескольких типов. На машинах ранних серий приме­няются стабилизирующие стержни, обес­печивающие гироскопическую стабилиза­цию. На более поздних машинах установ­лена гидравлическая система AFCS на ос­нове гироскопов, схожая с используемой на боевом вертолете AH-1W. UH-1N осна­щен тормозом несущего винта, который можно включать, когда число оборотов па­дает до 35 — 40% от номинального.

Хвостовой винт двухлопастный, тяну­щий.

Шасси лыжного типа, включает две стальных дуги, крепящиеся к лонжеро­нам фюзеляжа, и алюминиевые полозья.

Для удобства перемещения по аэродро­му на полозьях могут устанавливаться небольшие колеса. Под хвостовой бал­кой размещена дополнительная опора.

Двигатели установлены сверху позади фюзеляжа. Силовая установка включает два ГТД Дженерал Электрик Т400-СР-400/401/402 мощностью по 900 л.с. (671 кВт). Двигатели скомпонованы в единый блок. В большинстве случаев на вертолеты устанавливаются одинаковые двигатели, однако встречаются и варианты, когда на од­ной машине смонтированы ГТД разных мо­дификаций. Воздухозаборники прикрыты фильтрами. Запуск— электростартером.

UH-1 IroquoisМощность с двигателей передается на трансмиссию посредством комбиниро­ванной коробки. При отказе одного ГТД второй может продолжать работу. Транс­миссия включает муфту свободного хода и главный редуктор. Привод хвостового винта — валом через дополнительный редуктор. Блок трансмиссии размещен рядом с двигателями.

Вертолет имеет пять внутренних протектированных топливных баков суммарной емкостью 740 л. Три расположены в зад­ней части фюзеляжа, еще два — под по­лом грузовой кабины; все они оснащены системой пожаротушения. В задней части грузопассажирской кабины предусмотрена возможность установки двух дополнитель­ных топливных баков емкостью по 568 л. Полная заправка составляет 1874 л.

Для подъема грузов или людей слу­жит лебедка с длиной троса 76 м. Управлять ею можно как из кабины пилотов, так и из грузопассажирской кабины. Вер­толет, кроме того, оборудован системой перевозки грузов на внешней подвеске.

Экипаж включает трех человек: двух летчиков и старшего по кабине. В отдель­ных случаях он может быть доведен до четырех человек. Машина способна пе­ревозить 13 пассажиров или шестерых раненых на носилках.

Электрооборудование включает гене­ратор, аккумулятор, систему внутренне­го и наружного освещения. Вертолет обо­рудован огнетушителями и антиобледенительной системой.

В состав радиоэлектронного оборудо­вания входят радиовысотомер APN-171, ответчик системы "свой-чужой" АРХ-72, приемник радиосистемы ближней навига­ции ARN-82, радиокомпас ARN-84, прием­ник тактической навигационной системы TACAN ARN84/105 и две радиостанции, ARC-114 и ARC-159, работающие в FM-диапазоне, а также широкополосная ра­диостанция ARC-182 КВ-УКВ диапазона.

В ходе недавно проведенной модерни­зации были установлены устройства CDNU для отображения навигационной информации, связанные с инфракрасной системой обзора передней полусферы NTIS. Датчик последней смонтирован на турели под носовой частью фюзеляжа, на ней же расположен лазерный дальномер. В первую очередь, система предназначе­на для пилотирования в условиях огра­ниченной видимости, однако она может быть использована и для поиска целей и выдачи целеуказания ударным самоле­там или вертолетам. В очень темные ночи летчики могут пользоваться как системой NTIS, так и очками ночного видения.

UH-1 IroquoisБольшинство вертолетов оборудова­но приемниками спутниковой навигаци­онной системы GPS. В настоящее вре­мя машины оснащаются лампами-"полосками" AFC-286, предназначенными для выдерживания места в строю при групповых полетах в темное время су­ток. Все члены экипажа могут пользо­ваться очками ночного видения ANVIS-6. Ведется замена очков ANVIS-6 на более совершенные ANVIS-9, имеющие вдвое большее разрешение.

Средства пассивной обороны включа­ют устройства отстрела тепловых лову­шек и приемники предупреждения о раз­личных видах облучения: AN/AVR-2, APR-39, APR-44 и AAR-47. Часть верто­летов оборудована станциями постанов­ки активных помех AN/ALQ-144.

Вооружение включает блоки НАР калиб­ра 70 мм и несколько типов пулеметов, в том числе М-240 калибра 7,62 мм (эти пу­леметы пришли на смену пулемету М-60), 12,7-мм GAU-16 и 7,62-мм многоствольный GAU-17 "Миниган". Наиболее распростра­нен вариант, когда с одного борта в проеме грузопассажирской кабины ставится пуле­мет GAU-16, а с другого — GAU-17. Пуле­метные установки оборудованы ограничи­телями, исключающими прострел лопастей несущего винта вертолета.

М.Н.Никольский
Вертолет UH-1 «Ирокез»

Тактико-технические характеристики вертолета UH-1 Huey (Iroquois)
Размеры, м:
 Диаметр главного винта    13,41
 Диаметр хвостового винта    2,59
 Длина фюзеляжа, м   12.98
 Высота с вращающимся рулевым винтом    3.84
 Ширина фюзеляжа   2,94
Двигатели
 ГТД Avco Lycoming T5313B   1
 Мощность максимальная, кВт   820
Массы и нагрузки, кг:
 Масса пустого вертолета, кг   2300
 Масса максимальная взлетная, кг   4309
Летные данные:
 Максимальная скорость, км/ч    238
 Крейсерская скорость, км/ч   204
 Скороподъемность максимальная, м/с   7,12
 Статический потолок   3230
 Дальность полета, км    615


По материалам изготовителя:  Bell Helicopter Web Site


Фотогалерея

Назад




Hosted by uCoz