Эксплуатация и боевое применение
Рядовой "Воздушной кавалерии"
"Ирокез" можно считать одним из символов войны во Вьетнаме. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сформированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла задача изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспортных вертолетов. Через год роту перебросили в Таиланд, где она приняла участие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый боевой вылет на эскортирование транспортных вертолетов СН-21 "ирокезы" выполнили 3 августа. В ноябре подразделение пополнилось 11 UH-1B.
5 января 1963 г. рота потеряла первую машину. В операции по высадке десанта в деревне Ап Бак принимали участие десять СН-21 и пять вооруженных "хью". Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южновьетнамскую пехоту. Первая волна достигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на полтора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепятственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины получили прямые попадания пуль. У одного "Ирокеза" отстрелили лопасть несущего винта; он разбился, экипаж погиб. Один поврежденный СН-21 совершил вынужденную посадку. Чтобы забрать его экипаж, рядом с ним приземлился другой транспортник, поскольку взлететь изрешеченная пулями машина уже не смогла.
"Ирокезы" с июня 1963 г. стали поступать на вооружение легких аэромобильных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. В такую роту преобразовали и то подразделение "ирокезов", которое первым прибыло во Вьетнам. Оно сменило несколько номеров, пока не стало 334-й ротой. Эта рота, пожалуй, прославилась больше остальных. Помните фильм "Апокалипсис сегодня" — атаку вертолетов под "Полет валькирий" Вагнера? На винтокрылых машинах красовались скрещенные сабли — эмблема штабного взвода 334-й роты.
В конце 1963 г. удалось отработать тактическую схему использования "ирокезов", получившую название "Игл флайт" — "Полет орлов". Группа "орлов" состояла из самолета управления, пяти вооруженных "кобр" и семи транспортных "ирокезов" с десантом на борту (вариант — четыре и шесть соответственно). Еще один невооруженный UH-1 использовался в качестве санитарного. Группа работала "по вызову", базируясь на передовых площадках. Эта схема позволила сильно уменьшить время реагирования на опасную ситуацию. К ноябрю 1964 г. все вертолетные роты армейской авиации США в Индокитае действовали подобным образом.
Винтокрылых машин становилось все больше, а вертолетные подразделения делались все крупнее. В сентябре 1965 г. во Вьетнаме появились солдаты из 10-й пехотной дивизии, в которой насчитывалось 108 вертолетов, большей частью типа UH-1. Порядка сотни их имелось в авиационной бригаде 101-й воздушно-десантной дивизии. Согласно планам командования, каждой пехотной бригаде армии США и Южного Вьетнама должна была быть придана вертолетная рота. На практике дивизии придавался вертолетный батальон, независимо от количества рот в нем.
Широкую известность получили эскадрильи "воздушной кавалерии". В эскадрилью входило три взвода: разведывательный, огневой поддержки и транспортный. На вооружении первого состояли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1 В, а третий летал на UH-1 D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в единых боевых порядках. Порой разведчики выступали в качестве приманки, провоцируя огонь с земли, затем по выявленным огневым точкам наносили удар "кобры".
О потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых "ирокезов". При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.
Проблемы с летным составом преследовали американцев всю войну. Укомплектованность рот летчиками на 90% считалась исключительно высоким показателем. Пилоту UH-1 полагалось проводить в воздухе не более 150 ч в месяц, на практике получалось по 190 — 200 ч. Качество пополнения из Штатов также вызывало нарекание командиров с боевым опытом: "Парням по 19 лет, это — полные идиоты!" "Идиота" перед боевым вылетом старались "покатать" на вертолете над Вьетнамом хотя бы 25 часов, однако боевым мог стать любой вылет — обстрелять вертолет вьетконговцы могли и на взлете.
Численность вертолетов, действовавших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних "ирокезов" там насчитывалось порядка 300 (из них примерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индокитае только "ирокезов" больше, чем состояло на вооружении армий всех остальных государств мира — порядка 2500! Столь масштабное наращивание техники во Вьетнаме крайне отрицательно сказалось на экспорте. Дело было не в самих вертолетах, а в двигателях Т53. Промышленность не успевала поставлять их во Вьетнам, не говоря уж о контрактах с ФРГ. Тем временем, куски пирога от мирового рынка средних транспортных вертолетов потихоньку откусывали французы. Международный успех вертолета "Алуэтт" III стал возможен исключительно благодаря тому, что американская армия, а вместе с ней и промышленность США прочно завязли в Индокитае.
Аэромобильная дивизия
Война во Вьетнаме — вертолетная война! Логично, что американцы перешли от использования винтокрылых машин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию вертолетной дивизии. Проводником идеи создания аэромобильного соединения, равноценного по численности армейской пехотной дивизии, выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 г. он предложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты. Генерал сумел заразить своими идеями министра обороны Р. Макнамару. В середине февраля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и приданной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и самолетах. На вооружении эскадрильи "воздушной кавалерии" полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, вооруженных ПТУР SS.11) и 18 транспортных UH-1D. В состав дивизионной артиллерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, вооруженных неуправляемыми ракетами. Всем штабным подразделениям, начиная с уровня роты или батареи, полагалось иметь по два "ирокеза", предназначенных для перевозки офицеров. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота "следопытов". Доставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооруженных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона "воздушной кавалерии", UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для сопровождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной техники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D.
Воздушно-штурмовая дивизия создавалась как прообраз современных сил быстрого реагирования. Она должна была в кратчайшее время начать боевые действия в любом регионе мира — от Аляски до Западной Европы. 10-я авиационная транспортная бригада имела, главным образом, вертолеты СН-47 "Чинук". "Ирокезы" в ней играли второстепенную роль, в то время как в 11-й воздушно-штурмовой дивизии они были основными.
Отработка тактики действий аэромобильных подразделений началась батальонными учениями, проходившими осенью 1963 г. на полигоне Стюарт. В начале 1965 г. формирование дивизии было приостановлено, но вскоре возобновлено. Теперь она именовалась 1-й аэромобильной, но штат практически не изменился.
Первые ее подразделения прибыли во Вьетнам 28 августа 1965 г., полностью же дивизию перебросили к середине сентября. Боевое крещение соединение получило в районе Центрального нагорья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в перехвате отходивших от Плей Ми к камбоджийской границе подразделений противника. Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии ДРВ.
С 27 октября по 29 ноября вертолеты совершили более 54 000 вылетов. 59 машин были повреждены зенитным огнем, 13 — сбиты. Не все их удалось эвакуировать с мест падения или вынужденных посадок, а затем отремонтировать. Безвозвратные потери — два вертолета: один сбит в воздухе, второй — уничтожен минометным огнем на земле. Два "ирокеза" отнесли к небоевым потерям — они столкнулись в воздухе, при этом восемь человек погибли.
Обычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспортным в боевых вылетах составляла сначала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.
Боевой опыт позволил выявить ряд недостатков "Хью". Из-за низкой скорости тяжелые вооруженные машины модификации В легко поражались из пулеметов, особенно крупнокалиберных (вроде ДШК), а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой балки — при грубой посадке она от соприкосновения с землей ломалась, повреждалась от частых ударов о ветки деревьев при полетах на малых высотах. Мощности двигателя UH-1D хватало для перевозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем более, 12. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял установить на вертолеты броню. Часто летчики в боевой обстановке загружали своих "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклинивало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной причиной небоевых потерь стали рефлекторные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, зацепив лопастью несущего винта телеграфный столб. Машина разбилась.
Всего за 11 лет войны в Юго-Восточной Азии вертолеты армии США совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была повреждена 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое отношение потерь к числу боевых вылетов уникально для летательных аппаратов в условиях интенсивных боевых действий— 1:18 000.
Вертолеты Морской пехоты
В свое время командование авиации Корпуса морской пехоты США отказалось от вооружения вертолетов. Свои машины они предназначали для поисково-спасательных операций. А зачем такому вертолету оружие? На самом деле развитие тактики поисково-спасательных операций привело к появлению специальных вооруженных машин. Первые "ирокезы" Корпуса морской пехоты выполняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использовались так же, как и армейские вертолеты.
Пришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейской системы ХМ-6, на морских "ирокезах" в комплектах ТК-2 пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели ТАТ-101 с двумя пулеметами М-60.
Типичная авиационная группа морской пехоты состояла из штурмовиков А-4 "Скайхок", вооруженных UH-1Е, транспортных вертолетов UH-34 и самолета-авианаводчика О-1. Часто к "расчистке" места приземления вертолетов наряду со "скайхоками" привлекались "фантомы". Морская пехота использовала винтокрылые машины достаточно активно, но численность ее вертолетного парка не шла ни в какое сравнение с армейской авиацией: весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Наиболее тяжелые одновременные потери вертолеты морской пехоты понесли на земле: 28 октября 1965 г. в результате минометного обстрела авиабаз Ча Лай и Марбл-Маунтэйн было уничтожено 17 UH-1E.
М.Н.Никольский Вертолет UH-1 «Ирокез» |