Эксплуатация и боевое применение

Рядовой "Воздушной кавалерии"


"Ирокез" можно считать одним из сим­волов войны во Вьетнаме. Первыми туда попали 15 вертолетов Вспомогательной тактической транспортной роты, сфор­мированной на Окинаве 15 июля 1961 г. Перед ее личном составом стояла зада­ча изучить возможность использования UH-1A для нанесения ударов по наземным целям и сопровождения транспорт­ных вертолетов. Через год роту перебро­сили в Таиланд, где она приняла учас­тие в маневрах блока SEATO, а уже 25 июля 1962 г. прибыла на авиабазу Тансоннят в Южном Вьетнаме. Первый бое­вой вылет на эскортирование транспорт­ных вертолетов СН-21 "ирокезы" выполнили 3 августа. В ноябре подразделение пополнилось 11 UH-1B.

Vietnam War5 января 1963 г. рота потеряла пер­вую машину. В операции по высадке де­санта в деревне Ап Бак принимали уча­стие десять СН-21 и пять вооруженных "хью". Транспортные СН-21 четырьмя волнами должны были высадить южно­вьетнамскую пехоту. Первая волна дос­тигла зоны высадки и разгрузилась без помех. Опустившийся туман задержал прибытие трех остальных групп на пол­тора часа. Вертолеты второй и третьей волн также доставили солдат беспрепят­ственно. Еще через полчаса подошла четвертая волна. На сей раз вертолеты встретила стена огня. Все машины по­лучили прямые попадания пуль. У одно­го "Ирокеза" отстрелили лопасть несуще­го винта; он разбился, экипаж погиб. Один поврежденный СН-21 совершил вынужденную посадку. Чтобы забрать его экипаж, рядом с ним приземлился другой транспортник, поскольку взлететь изрешеченная пулями машина уже не смогла.

Vietnam War"Ирокезы" с июня 1963 г. стали посту­пать на вооружение легких аэромобиль­ных рот. Каждая из них включала два взвода транспортных вертолетов и взвод огневой поддержки. В такую роту преобразовали и то подразделение "ирокезов", которое первым прибыло во Вьетнам. Оно сменило несколько номе­ров, пока не стало 334-й ротой. Эта рота, пожалуй, прославилась больше остальных. Помните фильм "Апокалип­сис сегодня" — атаку вертолетов под "Полет валькирий" Вагнера? На винто­крылых машинах красовались скрещен­ные сабли — эмблема штабного взвода 334-й роты.

Vietnam WarВ конце 1963 г. удалось отработать тактическую схему использования "иро­кезов", получившую название "Игл флайт" — "Полет орлов". Группа "орлов" состояла из самолета управления, пяти вооруженных "кобр" и семи транспорт­ных "ирокезов" с десантом на борту (ва­риант — четыре и шесть соответствен­но). Еще один невооруженный UH-1 ис­пользовался в качестве санитарного. Группа работала "по вызову", базируясь на передовых площадках. Эта схема поз­волила сильно уменьшить время реа­гирования на опасную ситуацию. К но­ябрю 1964 г. все вертолетные роты ар­мейской авиации США в Индокитае дей­ствовали подобным образом.

Vietnam WarВинтокрылых машин становилось все больше, а вертолетные подразделения делались все крупнее. В сентябре 1965 г. во Вьетнаме появились солдаты из 10-й пехотной дивизии, в которой насчиты­валось 108 вертолетов, большей частью типа UH-1. Порядка сотни их имелось в авиационной бригаде 101-й воздушно-десантной дивизии. Согласно планам командования, каждой пехотной брига­де армии США и Южного Вьетнама долж­на была быть придана вертолетная рота. На практике дивизии придавался вертолетный батальон, независимо от количества рот в нем.

Vietnam WarШирокую известность получили эс­кадрильи "воздушной кавалерии". В эс­кадрилью входило три взвода: разведы­вательный, огневой поддержки и транс­портный. На вооружении первого состо­яли легкие вертолеты ОН-13 или ОН-23, второго — UH-1 В, а третий летал на UH-1 D. Очень часто разведывательные и ударные вертолеты действовали в еди­ных боевых порядках. Порой разведчи­ки выступали в качестве приманки, про­воцируя огонь с земли, затем по выяв­ленным огневым точкам наносили удар "кобры".

Vietnam WarО потерях вертолетов можно судить по воспоминаниям борттехника Р. Чиновиза, прибывшего во Вьетнам в январе 1967 г. Новичок обнаружил на авиабазе Тансоннят не менее 60 поврежденных и полностью разбитых "ирокезов". При этом больше всего пробоин имелось в средних частях фюзеляжей — стрелков и техников убивали и ранили гораздо чаще, чем летчиков.

Vietnam WarПроблемы с летным составом пре­следовали американцев всю войну. Укомплектованность рот летчиками на 90% считалась исключительно высо­ким показателем. Пилоту UH-1 пола­галось проводить в воздухе не более 150 ч в месяц, на практике получалось по 190 — 200 ч. Качество пополнения из Штатов также вызывало нарекание командиров с боевым опытом: "Пар­ням по 19 лет, это — полные идиоты!" "Идиота" перед боевым вылетом ста­рались "покатать" на вертолете над Вьетнамом хотя бы 25 часов, однако боевым мог стать любой вылет — об­стрелять вертолет вьетконговцы мог­ли и на взлете.

Vietnam WarЧисленность вертолетов, действовав­ших во Вьетнаме, росла очень быстро, весной 1965 г. одних "ирокезов" там на­считывалось порядка 300 (из них при­мерно 100 — ударные UH-1 В), а в конце десятилетия американцы имели в Индо­китае только "ирокезов" больше, чем со­стояло на вооружении армий всех ос­тальных государств мира — порядка 2500! Столь масштабное наращивание техники во Вьетнаме крайне отрицатель­но сказалось на экспорте. Дело было не в самих вертолетах, а в двигателях Т53. Промышленность не успевала постав­лять их во Вьетнам, не говоря уж о кон­трактах с ФРГ. Тем временем, куски пи­рога от мирового рынка средних транс­портных вертолетов потихоньку откусы­вали французы. Международный успех вертолета "Алуэтт" III стал возможен ис­ключительно благодаря тому, что амери­канская армия, а вместе с ней и промыш­ленность США прочно завязли в Индо­китае.

Аэромобильная дивизия

Vietnam WarВойна во Вьетнаме — вертолетная война! Логично, что американцы пере­шли от использования винтокрылых ма­шин в составе мелких подразделений (взвод — рота) к формированию верто­летной дивизии. Проводником идеи соз­дания аэромобильного соединения, равноценного по численности армейской пехотной дивизии, выступил генерал-лейтенант Г. Хоуц. Еще в 1962 г. он пред­ложил концепцию дивизии, в которой место колесной и гусеничной техники заняли бы вертолеты. Генерал сумел заразить своими идеями министра обо­роны Р. Макнамару. В середине февра­ля 1963 г. началось формирование 11-й воздушно-штурмовой дивизии и придан­ной ей 10-й авиационной транспортной бригады. Штат дивизии определялся в 15 954 человека при 459 вертолетах и са­молетах. На вооружении эскадрильи "воздушной кавалерии" полагалось иметь 38 вертолетов огневой поддержки UH-1B (включая четыре вертолета, во­оруженных ПТУР SS.11) и 18 транспорт­ных UH-1D. В состав дивизионной артил­лерии входил авиационный ракетный батальон — 39 вертолетов UH-1B, во­оруженных неуправляемыми ракетами. Всем штабным подразделениям, начи­ная с уровня роты или батареи, полага­лось иметь по два "ирокеза", предназна­ченных для перевозки офицеров. Для действий в тылу противника в состав дивизии входила рота "следопытов". До­ставка разведывательно-диверсионных групп возлагалась на шесть вертолетов UH-1B. Главной ударной силой дивизии являлись два штурмовых вертолетных батальона, в каждом — по 12 вооружен­ных UH-1B и 60 транспортных UH-1D. В отличие от вертолетов эскадрона "воз­душной кавалерии", UH-1B штурмовых батальонов имели только пулеметное вооружение и предназначались для со­провождения транспортных машин и окончательной зачистки района высадки. Всего дивизии по штату полагалось иметь (помимо прочей авиационной тех­ники) 137 ударных вертолетов UH-1B и 138 транспортных UH-1D.

Vietnam WarВоздушно-штурмовая дивизия созда­валась как прообраз современных сил быстрого реагирования. Она должна была в кратчайшее время начать боевые действия в любом регионе мира — от Аляски до Западной Европы. 10-я авиа­ционная транспортная бригада имела, главным образом, вертолеты СН-47 "Чи­нук". "Ирокезы" в ней играли второсте­пенную роль, в то время как в 11-й воз­душно-штурмовой дивизии они были ос­новными.

Vietnam WarОтработка тактики действий аэромо­бильных подразделений началась баталь­онными учениями, проходившими осенью 1963 г. на полигоне Стюарт. В начале 1965 г. формирование дивизии было приоста­новлено, но вскоре возобновлено. Теперь она именовалась 1-й аэромобильной, но штат практически не изменился.

Vietnam WarПервые ее подразделения прибыли во Вьетнам 28 августа 1965 г., полностью же дивизию перебросили к середине сен­тября. Боевое крещение соединение получило в районе Центрального наго­рья, сыграв решающую роль в боях за Плей Ми. Цель операции состояла в пе­рехвате отходивших от Плей Ми к кам­боджийской границе подразделений про­тивника. Считается, что именно здесь американцы впервые столкнулись с крупными подразделениями регулярной армии ДРВ.

Vietnam WarС 27 октября по 29 ноября вертолеты совершили более 54 000 вылетов. 59 машин были повреждены зенитным ог­нем, 13 — сбиты. Не все их удалось эва­куировать с мест падения или вынужден­ных посадок, а затем отремонтировать. Безвозвратные потери — два вертолета: один сбит в воздухе, второй — уничто­жен минометным огнем на земле. Два "ирокеза" отнесли к небоевым потерям — они столкнулись в воздухе, при этом во­семь человек погибли.

Vietnam WarОбычная пропорция вооруженных вертолетов по отношению к транспорт­ным в боевых вылетах составляла сна­чала 1:5, но по опыту войны количество боевых вертолетов пришлось увеличить: один UH-1B на три UH-1D.

Vietnam WarБоевой опыт позволил выявить ряд недостатков "Хью". Из-за низкой скорос­ти тяжелые вооруженные машины моди­фикации В легко поражались из пулеме­тов, особенно крупнокалиберных (вроде ДШК), а самое главное — не успевали за более скоростными UH-1D. Отмечалась недостаточная прочность хвостовой бал­ки — при грубой посадке она от сопри­косновения с землей ломалась, повреж­далась от частых ударов о ветки деревь­ев при полетах на малых высотах. Мощ­ности двигателя UH-1D хватало для пе­ревозки только семи бойцов с полным снаряжением вместо девяти или, тем бо­лее, 12. В жару UH-1D, летавшие в горах, брали на борт только пять десантников. Недостаток мощности не позволял уста­новить на вертолеты броню. Часто лет­чики в боевой обстановке загружали сво­их "коней" по принципу "лезь, пока есть место". В результате перегрузки заклини­вало двигатель; вертолет падал, переворачивался и загорался. Еще одной при­чиной небоевых потерь стали рефлектор­ные движения. Известен случай, когда пилот резко дернул рукой при близком разрыве. Вертолет резко накренился, за­цепив лопастью несущего винта теле­графный столб. Машина разбилась.

Vietnam WarВсего за 11 лет войны в Юго-Восточ­ной Азии вертолеты армии США совершили 36 млн вылетов, налетав 13,5 млн часов, зенитным огнем была поврежде­на 31 000 вертолетов, но только 3500 из них (10%) были сбиты или совершили вынужденную посадку. Такое низкое от­ношение потерь к числу боевых выле­тов уникально для летательных аппара­тов в условиях интенсивных боевых дей­ствий— 1:18 000.

Vietnam War

Вертолеты Морской пехоты

В свое время командование авиации Корпуса морской пехоты США отказа­лось от вооружения вертолетов. Свои машины они предназначали для поиско­во-спасательных операций. А зачем та­кому вертолету оружие? На самом деле развитие тактики поисково-спасатель­ных операций привело к появлению спе­циальных вооруженных машин. Первые "ирокезы" Корпуса морской пехоты вы­полняли во Вьетнаме задачи, далекие от поиска и спасения. UH-1E использова­лись так же, как и армейские вертолеты.

Vietnam WarПришлось на них устанавливать четыре пулемета М-60 и блоки НАР. В отличие от армейской системы ХМ-6, на морских "ирокезах" в комплектах ТК-2 пулеметы монтировались неподвижно. В 1967 г. винтокрылые машины морской пехоты получили турели ТАТ-101 с двумя пуле­метами М-60.

Vietnam WarТипичная авиационная группа морской пехоты состояла из штурмовиков А-4 "Скайхок", вооруженных UH-1Е, транспорт­ных вертолетов UH-34 и самолета-авиа­наводчика О-1. Часто к "расчистке" места приземления вертолетов наряду со "скайхоками" привлекались "фантомы". Морская пехота использовала винтокры­лые машины достаточно активно, но чис­ленность ее вертолетного парка не шла ни в какое сравнение с армейской авиа­цией: весной 1967 г. во Вьетнаме имелись только две эскадрильи UH-1E. Наиболее тяжелые одновременные потери вертоле­ты морской пехоты понесли на земле: 28 октября 1965 г. в результате минометно­го обстрела авиабаз Ча Лай и Марбл-Маунтэйн было уничтожено 17 UH-1E.

М.Н.Никольский
Вертолет UH-1 «Ирокез»

Vietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam War"Разыскивается"Команда "Джипперов"Vietnam War
Vietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam War
Vietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam War
Vietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam WarVietnam War

Фото хроника военных действий. 1959 - 1975 год

Назад





Hosted by uCoz