Авианосцы Последние годы в США ведутся дебаты о будущем символа американского военно-морского могущества - авианосцев. Ныне на вооружении ВМФ США состоят 12 суперавианосцев (к этому классу кораблей относят авианосцы водоизмещением 75 тыс. тонн и более), 10 из них - с атомной энергетической установкой). Это крупнейший авианосный флот мира.
По определению авторов военно-морского ежегодника Sea Power-2004, "каждый авианосец представляет из себя более 16 кв. км. суверенной территории США в любой точке океана". Президент США Билл Клинтон\Bill Clinton, во время посещения авианосца Theodore Roosevelt, заявил: "Когда в Вашингтон приходит известие о кризисе, первый вопрос звучит так: "Где наши авианосцы?". Военный историк Норман Фридман\Norman Friedman, автор исследования "Авианосцы США"\U.S. Aircraft Carriers: An Illustrated Design History, называет эти корабли "фундаментом военно-морской мощи США".
Авианосцы позволяют доставить боевые самолеты в точки земного шара, где отсутствуют военные базы или аэродромы, способные принять современные боевые самолеты. Авианосцы стали основой военно-морской мощи США в эпоху Второй Мировой войны, заменив в этом качестве линкоры, бывшие основой военно-морской мощи государств мира на протяжении первой Мировой войны.
Все крупномасштабные военные операции США проводили, используя мощь авианосцев. В 2002 году во время операции в Афганистане, самолеты, базирующиеся на авианосцах совершили 14 тыс. боевых вылетов, причем более 9 тыс. из них - были операциями воздушной поддержки наземных подразделений. В 2003 году шесть авианосцев США участвовали в войне с Ираком. На пике боевых действий самолеты, базирующиеся на авианосцах, совершали 635 боевых вылетов в день, что, в общей сложности, составило 87 тыс. вылетов.
Основу морской стратегии США составляет использование авианосных групп\The Carrier Strike Group. В состав каждой подобной группы входит авианосец, ракетный крейсер, эсминцы, ударная субмарина (предназначена для борьбы с вражескими подводными лодками и наземными кораблями) и транспортное судно. Главной задачей группы является защита военных или гражданских судов, прикрытие частей Морской Пехоты при их высадке, а также обозначение военно-морского присутствия США для защиты национальных интересов Соединенных Штатов.
Авианосцы США простроены по четырем базовым проектам. Атомные авианосцы класса Nimitz считаются наиболее современными. Всего в ВМФ США ныне насчитывается 9 таких авианосцев, каждый из которых способен нести до 80 боевых самолетов. Первый из авианосцев этого класса был спущен на воду в 1975 году. Продолжается строительство десятого авианосца класса Nimitz, который будет носить имя отца нынешнего президента США Джорджа Буша-младшего - George H. W. Bush (ожидается, что он вступит в строй в 2008 году). Также продолжают службу три авианосца трех различных типов: Enterprise (атомный авианосец, 85 самолетов, спущен на воду в 1961 году), John F. Kennedy (соответственно, 85 и 1968 год) и Kitty Hawk (85 и 1961 год). В 2007 году начнется строительство авианосца следующего поколения, который сойдет со стапелей в 2014 году и заменит Enterprise. Предварительное название этого класса авианосцев - CVN 21. По основным характеристикам они будут схожи с Nimitz, однако будут обладать более современным оборудованием, вооружением, ядерным реактором (способным произвести на 300% больше электроэнергии, чем типовой реактор, установленный на Nimitz), а также меньшим экипажем.
Основные идеи американских военных достаточно просты: часть экспертов предлагает увеличить число авианосцев до 15-ти, часть - сохранить их количество на нынешнем уровне, а часть - сократить их число до 9-10, поскольку развитие техники делает ненужным содержание такого количества гигантских плавучих аэродромов (стоимость одного авианосца класса Nimitz составляет около $5 млрд.). Идеи сокращения числа авианосных гигантов в США появляются далеко не впервые.
В конце 1940-х годов авианосцы стали причиной события, получившего название "Мятеж Адмиралов"\Revolt of the Admirals. В основе "бунта", точнее интриги в высших эшелонах власти США и Пентагона, были споры о роли и значении флота и авиации в современной войне. В 1948 году президент Гарри Трумэн\Harry Truman дал "добро" на строительство первого в истории США суперавианосца United States. Авианосец должен был транспортировать боевые самолеты, способные нести атомные бомбы - тогда бомба весила около 5 тонн. Стоимость United States должна была составить $190 млн. (астрономическую по тем временам сумму), кроме того, авианосец должна была поддерживать особая эскадра сопровождения: для строительства этих кораблей требовалось еще более $1 млрд. Командование ВВС США\US Air Force восприняло эти планы ВМФ США как попытку подорвать монополию ВВС на использование стратегического ядерного оружия. Большинство членов Объединенного Комитета Начальников Штабов США\Joint Chiefs of Stuff пришли к выводу, что United States дублирует функции стратегической бомбардировочной авиации, а главная задача ВМФ США - бороться не с наземными, а с морскими целями. В 1949 году министр обороны США объявил об отказе от строительства авианосца, что привело к отставке главы ВМФ США. Кроме того было принято решение о начале массового строительства стратегических бомбардировщиков B-36, причем обиженные адмиралы указывали, что министр обороны имеет тесные личные связи с главой компании, которая получила монопольные права на выпуск бомбардировщиков. Точку в спорах поставило расследование Конгресса США\US Congress, в результате которого было установлено, что военные имели право "похоронить" United States.
Стивен Ховарт\Stephen Howarth, автор исследования "До Сияющего Моря. История Военно-Морского Флота США"\To Shining Sea. A History of the United States Navy, утверждает, что и в конце 1970-х годов США изучали возможность резкого сокращения числа авианосцев. В 1978 году США обладали 21 авианосцем, СССР - тремя. Однако общая численность советских ВМФ превышала ВМФ США - 446 кораблей против 217. Особо велико было советское превосходство в подводных лодках - 294 советские субмарины против 119 американских. США опасались, что советские субмарины смогут достаточно легко повредить или потопить американские авианосцы, что подорвет военно-морской потенциал США. Однако американские авианосцы "спасли" события в Иране (агрессивно настроенные студенты, при негласной поддержке властей, захватили посольство США и взяли в заложники десятки американских дипломатов), когда выяснилось, что во время региональных кризисов США нуждаются в "плавучих аэродромах".
В начале 1990-х годов ВМФ США опубликовало "Белую Книгу" "Forward... From the Sea", в котором отмечалось, что роль американского флота изменилась: ранее он готовился противостоять советскому военно-морскому флоту, а после окончания "холодной войны" должен будет решать иные задачи - фокусироваться на региональных кризисах, которые угрожают интересам США.
Авианосец является очень дорогим удовольствием. Военный аналитик Эдвард Литвак\Edward N. Luttwak в 1985 году подсчитал, что содержание авианосной группы (примерно 8 тыс. человек) обходится в $6 млрд. в год. Несмотря на то, что авианосцы многократно доказывали свои высокие боевые возможности (например, Великобритания смогла выиграть войну у Аргентины за Фолклендские острова лишь с помощью авианосцев, поскольку у нее не было военных баз в этом регионе мира), военный аналитик Дэвид Айзенберг\David Isenberg считает, что авианосцы, несмотря на продемонстрированную ими эффективность, являются, скорее "бумажным тигром", чем эффективным оружием. Причина заключается в том, что их содержание настолько дорого, что США было бы выгоднее использовать иные виды вооружений. Критики авианосной доктрины США также указывают, что авианосец не способен мгновенно прибыть в точку кризиса, и поэтому его лучшие качества могут быть востребованы только в том случае, если он заранее был перебазирован в "горячую точку".
Ныне ВМФ США испытывает новую стратегию "6+2" - шесть авианосных групп должны быть полностью готовы к немедленному выполнению боевой задачи в любой точке планеты, а две группы должны быть готовы к выходу в море через небольшой промежуток времени. 23 Июля 2004 Washington ProFile
Факт На Тему По данным Военно-Морского Флота США\US Navy, ныне на его вооружении состоит 296 судов. Примерно 55% кораблей постоянно находится в открытом море.
23 Июля 2004 Washington ProFil
Назад
|