Краткая история авианосцев

Кроме США лишь восемь государств мира обладают опытом строительства авианесущих кораблей: Россия, Великобритания, Франция, Индия, Испания, Бразилия, Италия и Таиланд. Считается, что Китай готовится к строительству своего авианосца. Однако только США продолжают строительство суперавианосцев.

Советский Союз в 1975 году начал строительство суперавианосца по проекту "Орел", который был примерно равен по тактико-техническим характеристикам авианосцам класса Nimitz. Первый авианосец такого типа должен был изначально носить название "Кремль", но позднее получил имя "Ульяновск". К 1991 году он был готов на 40%. Его строительство было прекращено после окончания "холодной войны" и распада СССР.

1910 год. 24-летний американский гражданский летчик Юджин Или (Eugene Ely) стал первым в истории пилотом, который взлетел с борта корабля (легкий крейсер Birmingham) и благополучно приземлился на суше пять минут спустя. Эли взлетал с деревянного помоста, специально установленного на крейсере.

1911 год. Юджин Или произвел обратный эксперимент: он взлетел с аэродрома и сел на борт корабля (крейсер Pennsylvania). Для посадки снова была построена особая деревянная палуба.

1912 год. Британский летчик Чарльз Сэмсон\Charles Samson первым взлетел с борта движущегося корабля. Линкор Hibernia двигался со скоростью 10.5 узлов во время военно-морских маневров.

Франция построила первый в мире авианосец La Foudre. Изначально это была плавбаза торпедных катеров, спущенная на воду в 1895 году. Она была переоборудована для транспортировки и приема самолетов. La Foudre, как и многие другие авианосцы того времени, не был оборудован взлетной палубой. Он транспортировал гидропланы, с помощью кранов спускал и поднимал их с поверхности воды. Авианосцы использовались, в основном, для ведения авиаразведки.

1915 год. Офицер ВМФ США Генри Мастин\Henry C. Mustin впервые разработал специальную катапульту, предназначенную для запуска самолетов с борта корабля. В последующие годы катапультами были оснащены многие корабли США, Великобритании, Германии, Франции и Японии.

1918 год. Первая атака, совершенная самолетами, взлетевшими с корабля. Семь истребителей, взлетевших с британского крейсера Furious атаковали германскую военную авиабазу. До этого случая, авианосцы воспринимались как корабли разведки и обороны. Самолеты могли быть оснащены торпедами, которые позволяли им атаковать вражеские суда, однако вооружения самолетов было недостаточно для атак наземных целей.

На британском корабле Argus (в прошлом торговое судно) впервые в мире возведена специальная посадочная палуба для самолетов.

1920 год. Британский авианосец Eagle впервые оснащен надстройкой типа "остров", которая ныне является неотъемлемой принадлежностью всех авианосцев. На "острове" (у Eagle расположен вдоль правого борта) размещались капитанский мостик, мачта, две трубы и артиллерийское оружие. Взлетная площадка занимала всё остальное пространство палубы авианосца. Любопытно, что практически у всех авианосцев мира "остров" размещался именно по правому борту - в 1918 году соответствующее решение приняло британское Адмиралтейство. Причина была следующей: в ходе наблюдений было установлено, что летчики, не сумевшие "приземлиться" на палубе, почему-то предпочитают поворачивать самолет налево.

1922 год. Японский Hosho стал первым кораблем, изначально спроектированным в качестве авианосца. Год спустя на воду был спущен британский авианосец Hermes (его проектирование и строительство было начато раньше, чем Hosho, однако Hermes вошел в строй позже из-за проведения дополнительных испытаний и экспериментов). В том же году США переоборудовали угольный транспорт в авианосец Langley.

1927 год. Начало эры американских авианосцев. В строй вступил первый специально спроектированный авианосец Saratoga.

1941 год. Первая в истории крупномасштабная боевая операция с использованием авианосцев. Японские ВМФ атаковали базу военно-морского флота США в Перл-Харборе. Любопытно, что все три американских авианосца, обычно базировавшиеся в Перл-Харборе, в тот момент отсутствовали в гавани и уцелели. США вступили во Вторую Мировую войну. Командование ВМФ США пришло к выводу, что залогом победы в войне с Японией станут не линейные корабли, как считалось ранее, а авианосцы. Поэтому американские верфи, которые до начала военных действий получили заказы на строительство линкоров, были переориентированы и начали строить авианосцы.

1942 год. Впервые американские авианосцы провели наступательную операцию и атаковали японские гарнизоны на Маршалловых островах.

Авианосец Langley был потоплен японской авиацией - это был первый случай такого рода в истории мореплавания.

Американские армейские бомбардировщики взлетели с борта авианосца Hornet и провели бомбежку Токио. Эта история стала основой сюжета фильма "Перл-Харбор".

Флоты Японии и США встретились в Коралловом море. Впервые в истории во время сражения моряки не видели друг друга. Атаки велись только самолетами, базировавшимися на авианосцах.

Битва у атолла Мидуэй, которая ныне считается поворотным пунктом войны в Тихом океане. Боевые действия вели соединения авианосцев. В ходе боя японцы потеряли большую часть подготовленных пилотов и 4 наиболее современных авианосца.

1943 год. ВМФ США приняли на вооружение первый вертолет (автор проекта Игорь Сикорский). Впоследствии, авианосцы стали нести на своем борту не только самолеты, но и вертолеты. Кроме того, появился новый тип корабля - вертолетоносец.

1945 год. В Великобритании провели первые успешные испытания посадки реактивного самолета на авианосец. Истребитель Vampire приземлился на палубе авианосца Ocean. Год спустя аналогичный эксперимент был проведен в США: американский Phantom приземлился на палубе авианосца Franklin D. Roosevelt. После появления реактивной авиации, конструкцию авианосцев пришлось кардинально изменять: появились скошенные взлетные палубы (на старых авианосцах переоборудовались старые - плоские - взлетные палубы) и более мощные катапульты запуска.

Американский авианосец Franklin D. Roosevelt совершил заход в порт Афин (Греция). Это была демонстрация поддержки США правительства Греции, в тот момент боровшегося с партизанами-коммунистами. Этот визит считается началом эры "передового присутствия" авианосных соединений США в иных регионах мира.

1947 год. С авианосца Philippine Sea впервые взлетели транспортные самолеты.

1948 год. Впервые в истории на авианосце Saipan развернута эскадрилья, состоящая исключительно из реактивных истребителей.

На авианосцах США, Великобритании и Франции впервые появились вертолетные площадки. Вертолеты предназначались для проведения спасательных операций.

1950 год. Авианосцы продемонстрировали возможности нанесения дальних ударов. Самолет, поднявшийся с борта авианосца Franklin D. Roosevelt, находившегося у побережья Флориды, пролетел через территорию Мексики и приземлился на аэродроме в Сан-Франциско.

1951 год. Во время войны в Корее, истребители, поднявшиеся с палубы авианосца Princeton, впервые были использованы для бомбежки наземных целей.

1952 год. Впервые сошел со стапеля авианосец (американский Forrestol), в проект которого изначально была заложена скошенная взлетная палуба.

1956 год. В ходе Суэцкого кризиса, впервые в истории, авианосцы (британские Ocean и Theseus) использовались для проведения вертолетных атак на наземные цели.

1960 год. Спущен на воду первый атомный авианосец Enterprise (США). Он стал вторым в мире кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

1961 год. На авианосце Coral Sea впервые установлена телевизионная система. На видеопленку записывались и записываются все взлеты и приземления самолетов.

1964 год. Атомный авианосец Enterprise в сопровождении двух крейсеров совершил первый кругосветный поход. Это был первый в мире поход эскадры, состоящий исключительно из кораблей с атомными энергетическими установками. Эскадра обошла Землю за 65 дней ни разу не пристав к берегу для пополнения запасов.

2004 год. Ныне авианосный флот мира несет примерно 1 250 самолетов, 1 тыс. из них находятся на американских авианосцах, 50 - на британских. Современные авианосцы служат базой для самолетов (в том числе беспилотных) и вертолетов, кроме того, они оснащены ракетными установками и системами ПВО.

23 Июля 2004 Washington ProFile

Назад





Hosted by uCoz