Войска США участвовали в боевых действиях в Европе, Азии, Африке и Америке. Военные операции преследовали совершенно разные цели.

Верхняя палата американского парламента Сенат\Senate одобрил резолюцию, поддерживающую действия президента Джорджа Буша\George Bush в Ираке.

США несколько раз управляли государствами, оккупированными американскими войсками в ходе войны. В случае с Германией и Японией это управление пошло на пользу народам этих стран. Результаты управления Кубой, Филиппинами и Панамой не столь однозначны.

По оценкам Центра Стратегических и Бюджетных Ассигнований\Center for Strategic and Budget Assessments, стоимость войны в Ираке составит примерно $85 млрд. Это больше, чем было израсходовано на войну в Персидском заливе 1991 года.

Министерство Обороны США\Department of Defense в 2002 году потратило $170.8 млрд. на закупку оружия, техники, снаряжения, услуг и т.д.  Это на $26.1 млрд. больше, чем в 2001 году.

Факт Дня

71% американцев поддерживают войну с Ираком, 25% выступают против нее. Эти данные были получены службой Gallup. Как показало это исследование, число сторонников войны резко выросло - до начала военных действий за военное решение иракской проблемы выступали 58% американцев.

53% американцев убеждены, что военные действия проходят "очень успешно" для антииракской коалиции. 27% опрошенных выбрали вариант ответа "достаточно успешно". 8% жителей США считают, что ситуация на фронтах складывается неблагополучно для США и их союзников.

Для 86% опрошенных американцев. основным источником информации о ходе войны является телевидение. 6% предпочитают радио, 3% - газеты, 4% - Интернет.

Washington ProFile

Войска США участвовали в боевых действиях в Европе, Азии, Африке и Америке. Военные операции преследовали совершенно разные цели.

Корейская война. (1950 -1953 годы.)
США были главной частью войск ООН, перед которыми была поставлена задача отбросить войска коммунистической Северной Кореи, вторгшиеся на юг Корейского полуострова. Главными оппонентами американских войск были северокорейские войска и китайские "добровольцы" (фактически, части регулярной армии Китая). На стороне Северной Кореи также воевали сотни советских военных советников. В войне, в общей сложности, участвовали 5.7 млн. военнослужащих США. Войска США потеряли 36.5 тыс. убитыми, около 103 тыс. ранеными и контуженными. Противники - около 500 тыс. убитыми и около 1 млн. ранеными. США потратили на эту войну $385.6 млрд. (далее используется пересчет в ценах 2001 года).

Война во Вьетнаме. (1961-1975 годы.) Американские войска вместе с контингентами армий иных государств оказывали помощь Южному Вьетнаму в войне против коммунистического Северного Вьетнама (ему оказывали помощь СССР, страны Варшавского договора и Китай) и партизан. В войне, в общей сложности, участвовали 8.7 млн. военнослужащих США. Потери США составили 58 тыс. убитыми, 153.3 тыс. ранеными. Северовьетнамцы потеряли 1 млн. 339 тыс. убитыми. О количестве раненых данных нет. США потратили на эту войну $826.8 млрд.

Миротворческая операция в Ливане. (1982-1984 годы.) После начала израильского вторжения в Ливан, в Бейрут прибыли международные миротворческие силы, главной задачей которых было прекратить военные действия между израильтянами и палестинцами, христианами и мусульманами. В состав миротворческого контингента входили и 1.9 тыс. морских пехотинцев США. В 1983 году боевики террористической организации "Хезболла"\Hesbollah взорвали автомобили со взрывчаткой рядом с казармами миротворцев. Погибло 263 американских пехотинца, 169 получили ранения. О потерях противника данных нет. Операция обошлась бюджету США в $73.6 млн.

Вторжение на Гренаду. (1983-1985 годы.) Решение о применении военной силы было принято Организацией Государств Восточной Части Карибского Моря\Organization of Eastern Caribbean States. Перед этим Гренада начала активно сближаться с Кубой и СССР, на острове с помощью кубинцев началось строительство военных сооружений. В войне, в общей сложности, участвовали 8.8 тыс. военнослужащих США. В ходе боев с гренадцами погибло 19 американских солдат, 119 получили ранения. Противник потерял 70 человек убитыми, 417 ранеными. Стоимость операции $88.6 млн.

Вторжение в  Панаму. (1989-1990 годы.) В 1987 году осложнились отношения между США и Панамой, на территории которой находится Панамский канал, тогда принадлежавший Соединенным Штатам. Власть в Панаме получил генерал Мануэль Норьега, который обвинил США в нарушении договоров о правилах эксплуатации Канала. США прекратили экономическую помощь Панаме и обвинили Норьегу в личном содействии международной торговле наркотиками. В декабре 1989 года Норьега объявил о том, что его страна находится в состоянии войны с США. После этого войска США начали боевые действия. Норьега был арестован (позже американский суд приговорил его к пожизненному заключению). В войне, в общей сложности, участвовали 22.5 тыс. военнослужащих США. В ходе всего конфликта американцы потеряли 23 человека убитыми, 324 ранеными. Панамцы потеряли 345 человек убитыми. Стоимость операции составила $191. 3 млн.

Война с Ираком. (1990-1991 годы.) В августе 1990 года иракские войска вторглись в Кувейт и захватили его. Немедленно Ирак объявил об аннексии Кувейта. В январе 1991 года начались бомбардировки Ирака силами международной коалиции, костяк которых составили американские войска, в феврале - операции наземных сил. В апреле 1991 года боевые действия прекратились. В войне, в общей сложности, участвовали 665.5 тыс. военнослужащих США. На этой войне США потеряли 383 человека убитыми и 467 были ранены. Потери Ирака составили 40 тыс. убитыми и 100 тыс. ранеными. Стоимость войны $8.5 млрд.

Миротворческая операция в Сомали. (1992-1993 годы.) Эта операция была проведена международными миротворческими силами по решению Совета безопасности ООН, чтобы прекратить массовую гибель сомалийцев в результате гражданской войны. По данным ООН в 1992 году погибло более полумиллиона жителей Сомали, которые стали жертвами конфликтующих кланов или умерли от голода. Войска США должны были обеспечить безопасность гуманитарных конвоев и, по возможности, захватить предводителей вооруженных банд. В войне, в общей сложности, участвовали 42.6 тыс. военнослужащих США. Погибло 35 американских солдат, 153 были ранены. О потерях противника точных данных нет. Стоимость войны оценивается в $2.4 млрд.

Вторжение на Гаити. (1993-1995 годы.) После очередного военного переворота на Гаити, США установили морскую блокаду острова. В операции участвовали 21 тыс. военнослужащих США. 4 американских военнослужащих были убиты, трое ранены. О потерях противника данных нет. Стоимость операции составила $1.8 млрд.

Миротворческая операция в Руанде. (1992-1995 годы.) Целью операции было разделение враждующих кланов и доставка гуманитарных грузов. Контингент США составил 2.3 тыс. человек. Убитых и раненых среди американских войск не было. О потерях противника данных нет. Стоимость операции $628 млн.

Миротворческие операции в бывшей Югославии. (1992- 2001 годы.) Миротворческая операция в бывшей югославской республике Боснии, ставившая целью разделение воюющих сторон и оказание гуманитарной помощи мирному населению. Операцию проводили войска НАТО, США направили 20 тыс. военнослужащих. В ходе операции войска США потеряли 9 человек убитыми. О потерях противника данных нет. Стоимость операции оценивается в $20.1 млрд.

Конфликт в Косово. (1999 год.) Цель операции - прекращение этнических чисток в югославской провинции Косово. В проведении операции участвовали 31.6 тыс. человек. Войска США потеряли двух человек убитыми. Югославские войска и полицейские - 1- 5 тыс. Стоимость операции $2.3 млрд.

Антитеррористическая и миротворческая операция в Афганистане. (2001 - 2003 годы.) Цель операции - уничтожение баз террористов на территории Афганистана. США задействовали 4 тыс. солдат, находившихся непосредственно на территории страны, 60 тыс. человек поддерживали их находясь за пределами Афганистана.Всего в ходе операции погибло 37 военнослужащих США. Общие затраты на проведение этой операции превысили $4 млрд.

 Washington ProFile

Джеймс Филиппс\James A. Phillips, эксперт Heritage Foundation:"Саддам Хуссейн без сомнений понимает, что иракские войска не смогут победить войска союзников, многократно превосходящие их по уровню подготовки, огневой мощи и качеству вооружений. Однако Саддам рассчитывает одержать политическую победу. Подобно Гитлеру, он считает американцев мягкотелыми людьми, не способными смириться с большими потерями - как среди американских войск, так и среди гражданского населения Ирака. Его настоящая цель остаться у власти, а не отстоять интересы народа Ирака. Вероятно Саддам рассчитывает развязать уличные бои в Багдаде. Только это способно нейтрализовать американскую авиацию и танки и привести к большому числу жертв среди наступающих войск. Безусловно, подобная стратегия приведет к большому числу жертв среди мирного населения, поскольку войска Саддама будут использовать горожан в качестве "живого щита". Саддам рассчитывает, что городские бои, показанные международными телеканалами, вызовут бурю протестов в арабском мире и заставят США прекратить военные действия".

Washington ProFile

Верхняя палата американского парламента Сенат\Senate одобрил резолюцию, поддерживающую действия президента Джорджа Буша\George Bush в Ираке.

Решение было принято единогласно (99 голосов "за", 0 - "против", один сенатор в голосовании не участвовал). Аналогичная резолюция не прошла в нижней палате - Палате Представителей Конгресса США\House of Representative. В октябре 2002 года Сенат разрешил президенту Бушу (главнокомандующему вооруженными силами США) использовать военную силу против Ирака. Голоса распределились иным образом: 77 - "за", 23 - "против". В октябре Палата Представителей также дала президенту полномочия на ведение войны: 296 конгрессменов одобрили это решение, 133 выступили против.

Конгресс США имеет конституционное право объявлять войну. Однако это право ни разу не было использовано с 1942 года. Взамен Конгресс предоставлял президенту право использовать военную силу - такое разрешение давалось семь раз.

1812 год. Сенат и Конгресс объявили войну Великобритании. Данное решение было принято незначительным большинством голосов. К примеру, 19 сенаторов проголосовали "за" войну, 13 - против. В ходе этой войны английским экспедиционным корпусом был сожжен Вашингтон.

1846 год. Сенат и Конгресс объявили войну Мексике. Поводом войны стали столкновения в Техасе, где колонисты англо-саксонского происхождения начали войну за независимость от Мексики. Результатом войны стало присоединение Техаса к США.

1898 год. Сенат и Конгресс единогласно объявили войну Испании. Формальным поводом для начала военных действий стал взрыв военного корабля США в гавани Гаваны (тогда испанской колонии). Расследование, проведенное в США в 1970-е годы, показало, что судно могло взорваться из-за дефектов конструкции.  В результате войны Куба стала независимым государством, а Филиппины (другая испанская колония) стали колонией США.

1917 год. В апреле Сенат и Конгресс объявили войну Германии, а в декабре - Австро-Венгрии. Значительно число конгрессменов выступали против вступления США в европейскую войну. Американские экспедиционный корпус принял участие в боевых действиях в Европе.

1941 год. После нападения японской авиации на Перл-Харбор, 8 декабря законодатели США объявили войну Японии ("против" проголосовал лишь один член Конгресса). Через три дня война была объявлена Германии и Италии. В июне 1942 году США объявили войну союзникам нацистской Германии - Болгарии, Венгрии и Румынии. Все эти решения были приняты единогласно.

1955 год. Законодатели США предоставили президенту Дуайту Эйзенхауэру\Dwight Eisenhower право использовать военную силу для защиты Тайваня от коммунистического Китая. Кризис удалось урегулировать мирным путем.

1957 год. Президент Эйзенхауэр получил право использовать военную силу для противодействия советским войскам в случае их вторжения на Ближний Восток. Американские морские пехотинцы были направлены в Ливан. Советского вторжения не последовало.

1962 год. Президент Джон Кеннеди\John Kennedy получил право применить военную силу в случае, если Куба будет угрожать США. Тогда же законодатели США единогласно разрешили применить военную силу, если Президент сочтет, что недавно начатое строительство "берлинской стены" будет угрожать интересам США. Через несколько недель Кеннеди получил фотографии, сделанные американскими разведывательными самолетами, на которых были запечатлены советские ракеты, размещенные на Кубе. Это стало поводом для установления морской блокады Кубы. Благодаря прямым переговорам Кеннеди и советского лидера Никиты Хрущева кубинский кризис закончился миром.

1964 год. Президент Линдон Джонсон\Lyndon Johnsosn  получил право сделать "все необходимые шаги, включая применение военной силы" для защиты государств Юго-Восточной Азии. Это решение было принято после "тонкинского инцидента", когда  американские эсминцы были атакованы северовьетнамскими военными катерами.  Результатом этой резолюции стало участие США во вьетнамской войне.

1991 год. Конгресс и Сенат разрешили Президенту Джордж Бушу-старший\George Bush использовать войска для выдворения иракских войск из Кувейта. Данное решение было принято незначительным большинством голосов. В Сенате за него проголосовали 52 человека, против - 47. В Конгрессе 250 были "за", 183 - "против". Через шесть недель после принятия этого решения война закончилась.

2001 год. Сенат и Конгресс разрешили Президенту Джордж Бушу-младшему применить военную силу против террористов, совершивших теракты 11 сентября и государств, их укрывающих. Против проголосовал лишь один конгрессмен.

Washington ProFile

По подсчетам представителей Всемирной Продовольственной Программы (ВПП)\World Food Program, продовольственные запасы Ирака позволят его жителям продержаться без внешней помощи 2- 4 недели. ВПП сообщил, что запасы продовольствия, накопленные на территориях стран-соседей Ирака, позволят прокормить 2 млн. человек на протяжении 1 месяца. ВПП также готовится запустить программу продовольственной помощи, которая должна охватить большинство иракцев. Бюджет этой программы составит $1 млрд. В соседних с Ираком странах Верховный Комиссариат по делам Беженцев ООН подготовил лагеря, способные  принять 150 тыс. беженцев. Предполагается, что Ирак попытаются покинуть примерно 600 тыс. человек. Администрация США объявила, что выделяет $360 млн. на продовольственную помощь населению Ирака. В том числе на $300 млн. будут осуществлены поставки риса и пшеницы (всего 500 тыс. метрических тонн). Первые корабли с американской  продовольственной помощью должны появиться в Персидском заливе в течении двух недель.

Washington ProFile

США несколько раз управляли государствами, оккупированными американскими войсками в ходе войны. В случае с Германией и Японией это управление пошло на пользу народам этих стран. Результаты управления Кубой, Филиппинами и Панамой не столь однозначны.

В 1898 - 1902 годы США впервые управляли оккупированной страной .Это была Куба. Американцы получили контроль над Кубой в результате войны с Испанией, которая была начата для поддержки кубинского национально-освободительного движения. Управление Кубой осуществляла военная администрация. После ухода американцев Куба сменила нескольких более или менее жестоких диктаторов. В 1959 году революционеры под предводительством Фиделя Кастро свергли диктатора Батисту, однако США сохранили свою военную базу Гуантанамо на кубинской территории. Ныне США и Куба не поддерживают дипломатических отношений. Режим Кастро считается одним из наиболее брутальных диктаторских режимов современности.

В 1898 году американские войска изгнали испанцев с территории Филиппин. В результате переговоров Испания продала Филиппины США за $20 млн. В ответ США провозгласили политику "благожелательной ассимиляции" Филиппин. Филиппинцы были не согласны с этим - они встречали американские войска как освободителей, а получили новых колонизаторов. В результате, американские войска вынуждены были три года вести кровопролитную войну с филиппинскими повстанцами. На Филиппинах было установлено самоуправление под американским контролем. Филиппины получили независимость в 1946 году, последняя американская военная база была закрыта в 1992 году. США периодически оказывают помощь Филиппинам в борьбе против террористических организаций.

В 1945-1955 годы американские военные управляли частью Германии (тоже самое делали английские, французские и советские военные). Постепенно власть перешла от военных к гражданским чиновникам. В 1949 году жители Западной Германии провели первые демократические выборы и была создана Федеративная Республика Германия. В 1990 году в состав ФРГ вошла Германская Демократическая Республика - в прошлом часть Германии, управлявшаяся советской администрацией.  До сих пор на территории Германии расквартированы около 70 тыс. американских военнослужащих. Значительно большим было влияние американской оккупационной администрации на жизнь Японии. После безоговорочной капитуляции Японии в 1945 году, власть в стране получили американские военные под предводительством генерала Дугласа Макартура\Douglas MacArthur. Макартур не вносил изменений в сложившуюся систему власти Японии, однако его считают автором современной японской Конституции. В результате Япония превратилась в одну из богатейших стран мира. До сих пор на территории страны остаются примерно 50 тыс. военнослужащих США.

Независимая Панама была создана при помощи США. В 1903 году США оказали помощь марионеточному правительству Панамы в обретении им независимости от Колумбии. С тех пор Панама находилась под жестким контролем США. В 1904-1914 годы американские военные строили Панамский Канал, который позже оказался под полным контролем США. Канал был передан Панаме в 1999 году, однако до сих пор примерно 10 тыс. американских военных охраняют его. После того как американские войска свергли президента Панамы Норьегу, в стране примерно год оставались американские части, помогавшие новому президенту. Панама считается одной из наиболее коррумпированных стран Центральной Америки. 37% ее населения живет ниже уровня бедности.

Washington ProFile

Компания Ipsos-Reid задала жителям восьми стран мира, включая Россию, вопрос: "Должно ли правительство Вашей страны более тесно сотрудничать с США или, наоборот, оно должно максимально дистанцироваться от Америки?". 25% россиян считают, что Россия должна активней сотрудничать с США, 37% убеждены в обратном. 39% российских респондентов не определились с ответом. Результаты, полученные в других странах: во Франции 22% выступают за сближение с США, 67% - против. В Японии, соответственно, 26% и 63%, в Испании - 13% и 60%, в Канаде - 38% и 54%, в Великобритании - 36% и 52%, в Германии - 46% и 44%, в Италии - 37% и 40%. Данный опрос был проведен до начала военных действий в Ираке.

Washington ProFile

По оценкам Центра Стратегических и Бюджетных Ассигнований\Center for Strategic and Budget Assessments, стоимость войны в Ираке составит примерно $85 млрд. Это больше, чем было израсходовано на войну в Персидском заливе 1991 года.

Однако в 1991 году примерно 88% расходов на военную операцию пришлось на долю союзников США. По подсчетам Колледжа ВМФ США\Naval War College, в 1991 году затраты на войну с Ираком составили $80 млрд. в современных ценах ($61 млрд. в ценах 1991 года), что составило 1% валового внутреннего продукта США. Большая часть этих расходов была компенсирована тогдашними союзниками США. Основная доля расходов пришлась на долю Саудовской Аравии ($16.9 млрд.), Кувейта ($16 млрд.), Японии ($10 млрд.), Германии ($6.5 млрд.) и Южной Кореи ($0.3 млрд.). Ныне США будут оплачивать войну с Саддамом Хуссейном самостоятельно.

Чтобы изыскать средства на войну в США обычно увеличивают налоги. Однако, одной из основ экономической программы президента США Джорджа Буша\George Bush является сокращение налогов. В результате, из-за начала войны они будут сокращены в меньшей степени.

Война 1812 года (1812-1815 годы). В 1813 году Конгресс США одобрил повышение налогов. Новые налоги были введены для компаний, предоставляющих транспортные услуги, изготавливающих сахар и занимающихся производством спиртных напитков. Кроме того, штаты резко увеличили налог на недвижимость и передали полученные средства в федеральный бюджет.

Гражданская война (1861-1865). Эта война послужила поводом для введения первого в истории США подоходного налога. Налог в 3% взимался с американцев, годовой доход которых превышал $800 (под этот налог попало большинство населения страны). В дальнейшем подоходный налог стал более дифференцированным. В частности, ставка в 5% была установлена для супербогатых жителей США, годовой доход которых превышал $10 тыс. Были повышены налоги на корпорации и таможенные пошлины.

Испано-Американская война (1898 год). Впервые в США введен телефонный налог. Любопытно, что он стал налогом-долгожителем: по сей день американцы перечисляют в казну 3% от суммы их телефонных счетов. Также был значительно увеличен налог на наследство. Дополнительная налоговая нагрузка была возложена на предприятия сахарной и нефтяной промышленности.

Первая Мировая война (1914-1918). В 1916 году были увеличены подоходный налог, налог на недвижимое имущество, налог на предприятия военно-промышленного комплекса и акцизы. В 1918 году, после окончания войны, подоходный налог был снижен.

Вторая Мировая война (1939-1945). В 1942 году был повышен подоходный налог на частных лиц и корпорации. Кроме того, был введен дополнительный 5% "налог победы", который взимался со всех сделок, осуществляемых физическими или юридическими лицами. В 1944 году была введена новая система взимания подоходного налога, "налог победы" был отменен. После окончания войны налоги были резко снижены.

Корейская война (1950-1953). В 1950 году вновь были увеличены ставки подоходного налога (они возвратились к уровню Второй Мировой войны) и увеличена налоговая ставка на прибыль корпораций. Одновременно были повышены налоги на пиво.

Война во Вьетнаме (1954-1975). В 1968 и 1969 годы повышены подоходные налоги на физических и юридических лиц. Было резко сокращено число получателей налоговых льгот.

Война с Ираком (1991). В 1990 году, еще до начала войны, в США была принята программа борьбы с бюджетным дефицитом. Налоги были повышены. Начало военных действий не повлияло на ситуацию с налогами.

Washington ProFile

Тереза Хитченс\Theresa Hitchens, вице-президент Центра Оборонной Информации\Center for Defense Information: "Пока ход боевых действий в Ираке оправдывает предсказания о короткой и относительной бескровной войне. Однако военные действия еще не перешли в самую тяжелую стадию. Еще более тяжким окажется установление американского контроля за Ираком. Решение этой задачи может затянуться на несколько лет, потребует огромных затрат и будет осложнено тем, что война была выиграна без поддержки многих мировых держав".

Washington ProFile

Министерство Обороны США\Department of Defense в 2002 году потратило $170.8 млрд. на закупку оружия, техники, снаряжения, услуг и т.д.  Это на $26.1 млрд. больше, чем в 2001 году.

В пятерку крупнейших подрядчиков вооруженных сил США традиционно входят пять компаний - Lockheed Martin, Boeing, Raytheon, General Dynamics, Northrop Grumman. В 2002 году ситуация не претерпела изменений. Компания Lockheed Martin стала лидером по объему военных заказов Министерства Обороны США. Она получила заказов на $17 млрд. Фирма Boeing заняла второе место ($16.6 млрд.), Northrop Grumman - третье ($8.7 млрд.). Raytheon и General Dynamics поделили четвертое и пятое места (по $7 млрд.). В первую десятку крупнейших подрядчиков военного ведомства США также вошли компании United Technologies ($3.6 млрд.), Science Applications Int.($2.1 млрд.), TRW ($2 млрд.), Health Net ($1.7 млрд.), L-3 Communications Holdings ($1.7 млрд.).

Рейтинг основан на объемах прибыли, полученных данными компаниями в 2001 году (окончательные финансовые итоги 2002 года еще не подведены). Указано основное направление деятельности той или иной фирмы.

Chevron Texaco - энергетика. Прибыль в 2001 году $99.7 млрд.

Verizon Communications - связь и коммуникации. $67.2 млрд.

Boeing Co. - авиационная и космическая техника. $58.2 млрд.

GE Capital Aviation Services - авиационная техника. $33.9 млрд.

Motorola - связь и коммуникации. $30 млрд.

United Technologies - авиационная и космическая техника. $27.9 млрд.

Lockheed Martin -  авиационная и космическая техника. $24.8 млрд.

Honeywell -  авиационная и космическая техника. $23.6 млрд.

Electronic Data Systems - информационные технологии. $21.5 млрд.

Johnson Control - системы контроля и безопасности. $18.4 млрд.

Raytheon Systems Ltd. - системы коммуникации, связи, контроля, разведки, вооружение  и т.д. $16.9 млрд.

TRW Inc. - автомобильная и авиационная техника, информационные технологии. $16.4 млрд.

Tracor Inc. (BAE Systems North America) - авиационная и космическая техника. $14.4 млрд.

Northrop Grumman - электроника. $13.6 млрд.

Halliburton - энергетика, инжиниринг. $13.3 млрд.

Textron Washington - автомобильная и авиационная техника. $12.3 млрд.

General Dynamics - вооружение. $12.2 млрд.

Computer Sciences Corp. - информационные технологии. $10.5 млрд.

Humana Inc. - финансовые услуги. $10.2 млрд.

Texas Instruments - электроника. $8.2 млрд.

ITT Industries - вооружение, электроника. $4.68 млрд.

Jacobs Sverdrup - инжиниринг. $3.96 млрд.

Renco Group Inc. - автомобильная техника, вооружение. $2.15 млрд.

Dyncorp - информационные технологии. $1.89 млрд.

Olin Corp. - химикаты. $1.27 млрд.

Alliant Techsystems - авиационная и космическая техника, вооружение. $464 млн.

The Aerospace Corp. - авиационная и космическая техника.

Bechtel Corp. - строительство и инжиниринг

The Carlyle Group - финансовые услуги

Westinghouse Electric - ядерные технологии. Washington ProFile

По данным Ассоциации Аэрокосмической Индустрии США\Aerospace Industry Association, за последние десять лет 35% американского экспорта вооружений пришлось на страны Европы и Канады. 29% американского оружия закупили государства Ближнего Востока, 27% - Австралия, Новая Зеландия, Тайвань и Япония, 9% - страны Латинской Америки, Южной Азии и Африки.

По данным Госдепартамента США\State Depаrtment, за период с 1989 по 1999 год на долю США пришлось 52.2% мирового экспорта вооружений. На втором месте Россия (СССР) - 11.82%, на третьем Великобритания (10.95%). Крупнейшими поставщиками оружия также являются: Франция (7.22%), Германия (3.48%) и Китай (2.41%).

Washington ProFile

Редакция оставляет за собой право сокращать публикуемые письма и статьи. Мы публикуем наиболее интересные письма. Мы искренне рады, когда они выражают различные точки зрения. Мы приветствуем свободную дискуссию и отвечаем лишь за ее уровень.

Война началась. Соединённые Штаты Америки утверждают де-юре статус, де-факто обретённый ими ещё десятилетие назад. Статус мировой державы-гегемона. Однако при этом Америка всё ещё остаётся демократической страной, государством, построенном на ценностях гражданского общества. Значит ли это, что изменилась сама демократия?

У нас нет иного выхода, чем признать это. Америка действительно не перестаёт быть демократией, беря на себя инициативу жёсткого военного разрешения проблемы оружия массового уничтожения в авторитарном государстве и ответственность за последствия выбора именно такого пути. Толерантная, консенсусная демократия второй половины ХХ века к началу ХХI столетия погрязла во внутренних и международных проблемах, порождённых как раз этой чрезмерной мягкостью и свободой, поддерживающими античный миф о демократии. При жизни коммунистического монстра потребности государственной и международной политики, никак не стыкующиеся с мифом, можно было удовлетворять любыми методами, ссылаясь на необходимость самозащиты. Но монстр исчез, политические интересы остались наедине с мифом о демократии - и безо всяких рычагов жёсткого, эффективного управления ситуацией, выходящих за рамки демократических приличий.

Европа, так и не привыкшая к собственному изменяющемуся, растущему статусу единой экономической и политической силы, способной не только представлять, но и защищать интересы континента, по-прежнему стремится любой ценой сохранить лицо - образ неизменной, традиционной демократии, музея политических достижений человеческой мысли под открытым небом. То, что это уже посмертная маска, поняла пока только Америка - и немедля взялась за дело.

Наибольшее возмущение в намерениях и (уже) действиях США порождал открытый вызов ООН. Что-то вроде "пошевеливайтесь, увальни, не то и без вас всё сделаем". И сделали. Сделали, окончательно приравняв статус ООН к статусу её предшественницы - Лиги Наций. Что означает - после окончания Третьей мировой (а как иначе – незатронутых стран не осталось на всей планете, "ось зла" так или иначе попортила кровь даже тихоокеанским островкам-курортам) ООН ждёт та же судьба.

Передел сфер влияния, трансформация структуры мирового рынка, оккупация, контроль над мировыми вооружениями и разработкой оных - для полноценного участия в этом процессе страны-участницы ООН должны будут в течение войны переосмыслить свою внешнюю и внутреннюю политику, переоценить её основу - демократию. Найти новые, адекватные ХХI веку цели и средства их достижения. И открыть союзнический второй фронт - чем именно и каким он будет, также предстоит решить, и очень быстро.

Собственно, времени на подобные размышления было много - политическая ситуация в мире изменилась давно. И если Европе на размышления осталось всего ничего - это вина её собственных политиков. Китай, судя по всему, не спеша, но основательно готовился даже не десять лет, а гораздо больше. Но в любом случае миру после Третьей мировой не удастся остаться прежним. Так что пословица всё ещё верна: умных судьба ведёт, дураков - тащит.

 Алексей Голобуцкий, заместитель директора АМС

Взять, например, Кувейт или Саудовскую Аравию- страны, если абстрагироваться от политических режимов, подобные Ираку. Но в них каждый житель получает на свой личный банковский счет за нефть своих стран постоянный процент. Теперь возьмем Россию (можно взять Украину). Вроде бы про нее, несмотря на войну в Чечне, нельзя сказать, что она является “спонсором мракобесия”. А теперь посмотрим, насколько богато население страны от ее несметных ресурсов. Большинству жителей, грубо говоря, прикрыть свой зад нечем. Нефтью, как и другими ресурсами распоряжается узкий круг лиц. И, похоже, что идет осуществление рекомендаций сделанных в свое время Маргарет Тэтчер (в России должно жить не более 15 млн. населения) или МВФ (он считает, что народ РФ будет “счастлив” при населении в 50 млн. человек). Вот где истинно человеконенавистническая политика власти РФ! Кстати, у “господина” Чубайса один оклад составляет 700 тысяч рублей (24 тыс. долл.). Для сравнения: на днях сыну одного моего знакомого предложили “работу” помощником дворника на 600 рублей. Как Вам разница? А я не скажу, что Чубайс или Черномырдин или прочая эта “братия” умнее многих россиян. Просто они входят в “обойму” или как у нас говорят- в “Семью”.

В Россию на предприятия активно начинают завозиться почти дармовые рабы из других республик СНГ, а своих рабочих выбрасывают на улицу. Впереди выборы и все любители “лизнуть” собираются в партию “Единство” плюс туда насильственно загоняют, как когда-то в КПСС, учителей, медиков…

Ну ладно, не нравится Вам Россия, возьмем Америку, которую Вы так, судя по всему, восторженно любите. Признаюсь, я был пару десятилетий назад в подобном настроении. Сейчас, слава Богу, реально оцениваю вещи. Как можно назвать цивилизованным государство, в котором казнят несовершеннолетних? Уже много лет США отказываются подписывать Конвенцию по правам ребенка и целый ряд других международных правовых актов. А ведь это государство, которое рядится в тогу борца за права человека!

И вот, свежий  вопиющий факт- вторжение Америки в Ирак. Ясно, как Божий день, что оно произошло из-за нефти. Об этом говорят сами рядовые американцы, в частности, американские правозащитники, выступившие против нападения. В США лет через 5-10 будет кризис с наличием нефти. Кстати, также как и у других европейских государств. Поэтому, чтобы уйти от него, США плюют на международное право.

Я не хочу защищать ни Ирак, ни Россию, ни какое другое государство- все они имеют свои “минусы”. Поведение государства на международной и внутренней аренах, на мой взгляд, чаще всего зависит от порядочности его руководителей. А таковых ныне- при власти денег- в мире явный дефицит.

Михаил, Нижний Тагил

Я поддерживаю решимость Правительства Соединенных штатов Америки покончить с гнездом терроризма в Ираке. Полагаю, что Америке удастся сделать на этой территории безопасное для мировой цивилизации место. Не мешает обратить внимание и на пятую колонну Ирака в России - некую Либерально-демократическую партию Жириновского. Насколько мне известно, что сам главарь этой организации. известный провокатор-скандалист, имеет паспорт гражданина Ирака. И еще. Так как в России в обозримом будущем жизнь для народа лучше не станет, то, может быть, пока не поздно. ввести внешнее управление. Да и в регионах чиновников может быть из цивилизованных стран поставить?

Владимир Пантелеев, политический заключенный 1970-76 гг., инвалид 2-й группы после политрепрессий.

Мы будем признательны, если Вы сообщите нам, какие темы Вам интересны. Мы публикуем интересные статьи и письма. Главный критерий публикации - неординарность мыслей.

Назад




Hosted by uCoz