Лекарство от терроризма

Демократизация арабского мира
может стать одним из наиболее неординарных инструментов борьбы с радикальными исламистами.

В ноябре 2003 года США объявили о начале реализации концепции "Стратегия Свободы"\Forward Strategy of Freedom - ее главными целями являются помощь в развитии демократии на Ближнем Востоке, чтобы положить конец политическим репрессиям и экономической стагнации в этом регионе. Как рассчитывает Белый Дом, подобные изменения позволят уменьшить анти-западные настроения и, в конечном итоге, позволят прекратить террористические атаки, совершаемые исламистами. Одним из проявлений этой идеи стала концепция "Большого Ближнего Востока" - страны Запада предполагают оказать помощь в проведении демократических реформ в огромном регионе. "Большой Ближний Восток" включает территорию государств с мусульманским населением - от Марокко до Пакистана включительно и от Казахстана до острова Маврикий.Ряд известных исследователей, в частности Самуэль Хантингтон\Samuel Huntington, автор культовой книги "Столкновение Цивилизаций"\Clash of Civilization, считают, что Ислам, априори, противоречит идее демократии. Подобные идеи, по иронии судьбы, крайне популярны среди радикальных исламистов, которые утверждают, что законы Ислама совершенны и справедливы, поскольку исходят от Всевышнего, а законы в демократических государствах несовершенны и несправедливы, поскольку созданы людьми. Есть и иные точки зрения: к примеру, Хуссейн Хассуна\Hussein Hassuna, посол Лиги Арабских Государств в ООН, опубликовал статью в журнале World Policy Journal, в которой доказывает, что Ислам и является старейшей формой демократии.

Джошуа Муравчик\Joshua Muravchik, один из известных неоконсерваторов и сторонников политики Джорджа Буша\George Bush, опубликовал в журнале Journal of Current History статью, в которой утверждает, что арабский мир рано или поздно будет демократическим. По его мнению, этому есть ряд причин. Во-первых, уже существует успешный опыт арабской демократии (Ливан до середины 1970-х годов). Во-вторых, в арабском мире усиливаются продемократические настроения. Муравчик уверен, что свержение режима Саддама Хусейна приведет к созданию в Ираке демократического государства, что окажет революционное воздействие на весь регион.

Майлз Дэвис\Miles Davis, профессор Школы Бизнеса имени Гарри Берда\Harry Bird's School of Business, специалист по экономике арабских государств, наоборот, убежден, что демократия в современном арабском мире невозможна. Он рассуждает следующим образом: демократия - это власть народа, который осуществляет ее через выбираемых им представителей. Однако население арабских государств думает совершенно иначе, чем современные европейцы, американцы и японцы. Более того, современные арабы не похожи на французов эпохи Великой Французской революции или американцев, времен борьбы за независимость. А арабское общество базируется на племенной и клановой основе, практически не изменившейся за последнее тысячелетие, поэтому оно просто "не дозрело" до демократических изменений.Марина Оттавэй\Marina Ottaway, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за Международный Мир\Carnegie Endowment for the International Peace, считает, что арабские страны подозрительно относятся к демократии, поскольку считают ее порождением Запада. По ее мнению, арабские государства, как и многие другие страны, пережившие период колониальной зависимости, стараются максимально дистанцироваться от Запада, не только политически, но и идеологически. Негативную роль также играет и арабо-израильский конфликт: арабы склонны считать Израиль - форпостом Запада и обвиняют европейские страны и США в односторонней поддержке еврейского государства в ущерб интересам палестинцев.

Грэм Фуллер\Graham Fuller, бывший заместитель главы Национального Комитета по Разведке США\National Security Council, автор многих книг о мире Ислама, в своей последней книге "Будущее Политического Ислама"\The Future of Political Islam сформулировал ряд проблем, с которыми сталкиваются арабские государства на пути построения современных демократических обществ в западном понимании этого термина.

Нефть. Государства-экспортеры нефти из числа развивающихся государств обычно демонстрируют очень плохие результаты в построении демократических обществ. Большие доходы от продажи нефти заинтересовывают правящие режимы лишь в одном: в сохранении своей власти, которая обеспечивает контроль над этими средствами. Нефтяная рента распределяется между гражданами страны, что делает их лояльными к правящему режиму. Патерналистская структура отношений власти и населения затрудняет становление гражданского общества.

Известно, что если граждане страны платят значительные налоги, которые идут на содержание власти, они рано или поздно начинают требовать от власти отчета в ее деятельности. В результате, не работают два принципа: "Нет налогообложения без представительства во власти" и "Нет представительства во власти без налогообложения".

Уровень дохода. Очень низок уровень доходов населения в арабских государствах, не обладающих значительными запасами нефти. Нищета населения, озабоченного лишь физическим выживанием, всегда и везде препятствует становлению демократии.

Суть арабского государства. Большинство современных арабских государств были созданы искусственно ( во многих случаях даже их государственные границы были установлены европейскими колонизаторами) и управляются произвольно - главную роль играет не закон, а личность лидера. Это неизбежно приводит к уменьшению легитимности и суверенности арабских государств.

Кроме того, жители арабских государств считают себя частью единой арабской нации. Их "привязка" к определенному государству намного ниже, чем у жителей большинства иных государств мира (за исключением центральной Африки). Идеалы панарабизма и панисламизма ослабляют авторитет и значение местных властей.

Арабо-израильские трения. Арабские государства выступили против существования еврейского государства и начали ряд войн, ставивших целью уничтожение Израиля. Поражения арабских армий привели к тому, что в арабских государствах восторжествовали идеи создания военных режимов и государств, сконцентрированных прежде всего на обеспечении собственной безопасности. В результате, в арабском мире появилось множество диктаторов.

География. Арабский мир расположен в геополитически важном регионе. Кроме того, здесь находится более половины всех мировых запасов нефти. Ближний Восток в 19-20 веках был объектом европейского колониализма. Столкновения между арабскими государствами и колониальными силами за контроль над нефтяными запасами часто приводили к военным интервенциям западных держав. Это, а также продолжающиеся региональные трения, не способствует построению демократии.

Долговременная поддержка Западом "дружественных тиранов" на Ближнем Востоке. Этот феномен появился во время Холодной войны и служил причиной систематического ослабления демократических сил. Однако и после окончания Холодной войны, страх перед международным терроризмом привел к тому, что Запад продолжает поддерживать "дружественные" авторитарные режимы. Администрация США призывает к демократизации Ближнего Востока, в тоже время, толерантно относится к диктаторам, которые поддерживают Соединенные Штаты в войне с терроризмом.

Исламизм. За последние десятилетия выросло влияние исламистских движений, которые стали оппозицией ближневосточным автократиям. Арабские диктаторские режимы, сталкивающиеся с растущей оппозицией в лице собственного населения, регулярно шантажируют Запад тем, что победа исламистов будет означать возникновение новых угроз для мировой стабильности. В результате, страны Запада опасаются оказывать дополнительное давление на арабских правителей.

Ныне в мире насчитывается 22 арабских государства, в которых проживают около 275 млн. человек. Ни одно из арабских государств не может квалифицироваться как демократическое. Демократические институты были успешно созданы в неарабских мусульманских государствах - Турции, Индонезии, Малайзии, частично в Пакистане, Бангладеш и даже Иране. Однако в последние годы демократические реформы проводились в Иордании, Кувейте, Марокко и Йемене.

Ни в одной арабской стране высшие органы власти не избираются населением в ходе честных выборов. Законодательные органы власти, как правило, обладают намного меньшими полномочиями, чем исполнительная власть. Политические партии, за исключением правящих, как правило очень слабы и не представляют реальной оппозиции существующей власти. Значительная часть населения арабских стран вообще лишена избирательных прав. Женщины составляют более 50% населения этих государств, однако они занимают не более 3% мест в законодательных органах власти. Во многих государствах они полностью лишены права голоса. Ряд арабских государств, например Саудовская Аравия, официально декларировали, что демократия является неисламским общественным устройством, поскольку не базируется на Коране. По иронии судьбы, Саудовская Аравия провела выборы в парламент - ранее члены парламента, в основном, назначались.

По данным Международного Института в Поддержку Демократии и Выборов\International Institute for Democracy and Electoral Assistance, крайне важное значение для реформ в арабском мире имеет изменение роли средств массовой информации (СМИ). Ныне большинство телеканалов, радиостанций, газет и журналов принадлежат государственным или окологосударственным структурам и жестко контролируются цензурой. В результате, средства массовой информации не выполняют роли "локомотива идей". Однако и нынешнее положение арабской прессы не удовлетворяет правящие режимы. Во многих арабских странах были предприняты попытки ввести в действие еще более жесткие законы о СМИ. По иронии судьбы, в Египте и Иордании попытка ввести подобные законы привела к массовым акциям протеста.

22 Сентября 2004

Washington ProFile

Назад




Hosted by uCoz