Крылья Балтики. Авиация Балтийского флота Второй мировой войны

СОДЕРЖАНИЕ

Военная литература
Война в воздухе
Война на море
Военные машины
Военная техника и оружие

Крылья Балтики.

М.И.Самохин
БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАЦИИ КБФ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


ПРОРЫВ БЛОКАДЫ

Завершая 1942 год, авиация Балтики скрытно и тщательно готовилась к долгожданной операции — прорыву блокады Ленинграда. В этой операции на авиацию флота возлагались две основные задачи: обеспечение действий войск 67-й армии на поле боя, особенно в период прорыва оборонительной полосы противника, прикрытие своих войск и объектов от ударов авиации противника. Для поддержки 67-й армии Ленинградского фронта было выделено пять авиационных полков-—132 боевых самолета. Остальные силы использовались в противовоздушной обороне Ленинграда и Кронштадта, на прикрытии ладожской трассы и в обеспечении боевой устойчивости островного района в восточной части Финского залива.

С ночи 12 января 1943 года в течение всей операции бомбардировщики морской авиации, включая и торпедоносцы с бомбами, совместно с фронтовой авиацией систематически наносили удары по артиллерийским группировкам, пунктам управления в полосе прорыва, железнодорожным узлам и аэродромам с техникой и живой силой врага. Хорошо подготовленные, зарекомендовавшие себя в предыдущих боях бомбардировщики авиации КБФ направлялись командованием на важнейшие для успеха операции объекты воздушного удара. Одним из таких объектов был мощный опорный пункт, созданный противником в сооружениях ГЭС-8, являющейся ключевой позицией в его обороне в намеченной полосе прорыва. Огневые средства этого пункта обеспечивали боевую устойчивость неприятеля, и было принято решение подавить их бомбардировочным ударом тяжелыми бомбами с пикирования. Бомбы нужно было сбросить предельно точно, так как в непосредственной близости от цели находились наши части. С этой задачей прекрасно справился 73-й бомбардировочный авиационный полк (командир подполковник М. А. Курочкин).

Штурмовики морской авиации поддерживали войска 67-й армии во время форсирования Невы 12 января и прорыва оборонительной полосы противника до соединения с войсками Волховского фронта. Штурмовиков на флоте вообще было немного. Поэтому они действовали небольшими группами по некоторым заранее назначенным целям и по особому вызову командования армии для удара по объектам, препятствующим продвижению войск. В операции прорыва впервые штурмовая авиация флота применяла метод патрулирования над полем боя в тактической глубине, при котором группы штурмовиков составом по шесть-восемь самолетов с истребительным прикрытием находились над полем боя 15—20 минут, атакуя оживающие огневые точки, уничтожая командные пункты и подходящие из глубины обороны резервы. Таким образом, противник длительное время находился под воздействием с воздуха. Бомбардировочные удары по заранее намеченным целям в сочетании с действиями патрулирующих групп штурмовиков над полем боя оказали серьезную помощь 67-й армии в решении ее задач.

С.Ф.Жаворонков Герой Советского Союза военный летчик П.В.Кондратьев

Большое значение для успеха операции имели также активные действия истребителей. Над полем боя в светлое время суток осуществлялось непрерывное патрулирование групп истребителей 7-го истребительного авиационного корпуса, 13-й воздушной армии и ВВС КБФ. При столкновении с авиацией противника воздушный патруль поддерживался вылетами дежурных частей, находившихся на аэродромах в боевой готовности номер один. На командном пункте истребительной авиации, специально организованном на участке 67-й армии на период операции, находились командиры дивизий морской и фронтовой истребительной авиации, которые осуществляли четкое управление боевыми вылетами, что оказало положительное влияние на удержание нашего превосходства в воздухе в период всей операции.

18 января 1943 года, разгромив противника, войска Ленинградского и Волховского фронтов соединились в районе Рабочих поселков № 1 и 5. Блокада Ленинграда была прорвана.

В этой операции особо отличился 57-й штурмовой авиаполк (командир Герой Советского Союза майор А. А. Карасев). В августе 1943 года он был преобразован в 7-й гвардейский штурмовой авиационный полк.

Замечательно проявили себя в этих боях также летчики 1-го гвардейского минно-торпедного авиаполка (командир Герой Советского Союза майор Н. В. Челноков), 73-го бомбардировочного авиаполка (командир подполковник М. А. Курочкин) и 3-го гвардейского истребительного авиаполка (командир подполковник Н. М. Никитин).

В операции по прорыву блокады авиацией КБФ было произведено 2169 самолето-вылетов (646 — бомбардировщиками и торпедоносцами-бомбардировщиками, 306 — штурмовиками, 1217 — истребителями), а всего в деблокадных операциях Ленинградского фронта 1941—1943 годов морскими авиаторами было совершено 4418 самолето-вылетов, в результате которых уничтожено большое количество живой силы и техники врага, сбито в воздушных боях 115 вражеских самолетов[1].

После прорыва блокады в 1943 году на Ленинградском фронте значительных операций не было, однако боевая нагрузка на флотскую авиацию не уменьшалась. Основными задачами в этот период на сухопутном направлении оставались борьба с артиллерией противника, обстреливающей Ленинград и Кронштадт, налеты на аэродромы и железнодорожные коммуникации. В это же время авиация КБФ активизировала боевую деятельность на море и борьбу за прочное завоевание тактического и оперативного превосходства над авиацией врага, особенно в районе Финского залива и Ладожского озера.

Борьба с артиллерией врага, обстреливающей Ленинград, занимала важное место в боевой деятельности авиации флота. Она велась в течение всего периода блокады города во взаимодействии с артиллерией фронта и флота. Действия авиации в контрбатарейной борьбе непрерывно совершенствовались и становились все более эффективными. Сначала на подавление огня дальнобойных батарей вылетали ночью одиночные самолеты По-2 и МБР-2, а днем — истребители И-16 и штурмовики Ил-2. С 1943 года к решению этой задачи начали привлекаться и пикирующие бомбардировщики Пе-2.

Характер боевого применения авиации в контрбатарейной борьбе в 1943 году существенно изменился. Были проведены массированные артиллерийско-авиа-ционные удары по дальнобойным батареям. Их выполняли полки пикировщиков и штурмовиков авиации флота с сильным истребительным прикрытием. Это были уникальные артиллерийско-авиационные удары в системе контрбатарейной борьбы, которые значительно повысили эффективность поражения артиллерии врага под Ленинградом.

С первых месяцев войны авиация флота во взаимодействии с фронтовой авиацией и самостоятельно систематически, днем и ночью бомбила стоянки самолетов врага, летные поля и аэродромные сооружения. Характерным примером такого боевого взаимодействия является удар по аэродрому Городец 30 августа 1942 года сводной группой морской и фронтовой авиации. В результате удара на аэродроме было уничтожено 19 фашистских самолетов[2]. Особенно эффективным был удар 7-го гвардейского штурмового полка, под прикрытием 4-го ГИАП и 21-го ИАП, по аэродрому Котлы 20 марта 1943 года, в результате чего было уничтожено 14, повреждено 5 и сбито в воздушном бою 3 вражеских самолета[3].

В.С.Корешков Герой Советского Союза военный летчик Г.А.Кузнецов

С 1943 года авиация флота начала производить систематические налеты на железнодорожные и автодорожные коммуникации, по которым шло снабжение войск противника под Ленинградом. Штурмовые удары и обстрелы поездов, железнодорожных станций, автомашин на дорогах наносили большой урон противнику. Успешный налет совершили 21 мая 1943 года летчики 73-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков. Они уничтожили железнодорожный мост через реку Нарву на магистрали Таллин—Гатчина, по которой шло основное обеспечение войск противника. Почти на месяц важнейшая железнодорожная коммуникация была выведена из строя.

На морском направлении авиация флота производила разведку для подводных лодок, осуществляла прикрытие наших тральных сил и наносила бомбо-штурмовые удары по неприятельским дозорным кораблям и катерам в Финском заливе.

В 1942—1943 годах в целях полного воспрепятствия выходу наших подводных лодок в Балтийское море немецко-финское командование значительно усилило противолодочные позиции в Финском заливе. С этой целью на Нарген-Порккалауддском противолодочном рубеже были выставлены два ряда заградительных сетей, полностью перекрывающих залив. Одновременно в этом же районе и на гогландской позиции противник выставил обширные минные поля, усилил корабельные отряды и авиационные группы на прибрежных аэродромах.

Все это создало крайне сложную обстановку для наших подводных лодок и надводных кораблей и угрожало захватом островного района Лавенсари— Сескар. В этих условиях морская авиация стала главной ударной силой Краснознаменного Балтийского флота в решении боевых задач на море. В первую очередь предстояло повести борьбу с кораблями противолодочного дозора в Финском заливе. На это и были направлены основные усилия всех родов авиации.

Штурмовики, ведомые Героями Советского Союза А. А. Карасевым и А. Е. Мазуренко, а также удостоенными впоследствии звания Героя Советского Союза И. С. Банифатовым, А. М. Батиевским, Г. Ф. Ларионовым, М. А. Матвеевым, Е. Г. Новицким, Ф. В. Фо-менковым и другими мастерами бомбоштурмовых ударов, пикирующие бомбардировщики под командованием подполковника М. А. Курочкина составом эскадрилий и полков с большой эффективностью наносили удары по неприятельским кораблям. Неся потери, противник вынужден был неоднократно отводить свои корабли в западную часть Финского залива, оставляя в восточной части только катера.



[1] Отд. ЦВМА, ф. 46, д. 34176, л. 68.

[2] Отд. ЦВМА, ф. 46, д. 7936, лл. 159, 217.

[3] Там же, д. 34173, л. 82.




Главная  Вертолеты   Публикации   Разное   Каталог   Ссылки  
© 2003-2011 Chinascout & Narod. При использовании материалов сайта активная ссылка на chinascout.narod.ru обязательна
    
Hosted by uCoz