Четыре десятилетия назад США решали аналогичную задачу - каким образом выйти из войны во Вьетнаме.

Войны во Вьетнаме и Ираке имеют ряд схожих черт, но также и ряд серьезных отличий. Война во Вьетнаме велась девять лет - с 1964 по 1973 год. В 1960-е годы Вьетнам воспринимался как "ключ" к победе коммунизма над демократией или демократии над коммунизмом. Установление контроля над Вьетнамом, как считалось, гарантировало контроль над всем регионом Юго-Восточной Азии. Фактически, во Вьетнаме столкнулись интересы двух частей биполярного мира - СССР ("Коммунисты") и США ("Запад"). Во Вьетнаме воевали советские, китайские и северокорейские военные специалисты. Вашингтон всерьез опасался вступления в войну Китая (к примеру, в 1965 году американская разведка оценивала шансы вступления в Северный Вьетнам китайских дивизий как 50 на 50) - некоторые исследователи (например, Ноам Чомски\Noam Chomsky) отмечают, что при подобном развитии событий могла стать реальностью и ядерная война.

Войны во Вьетнаме и Ираке имеют ряд схожих черт, но также и ряд серьезных отличий. Ныне Белый Дом воспринимает Ирак как "ключ" к победе демократии во всем ближневосточном регионе - регионе, который производит рекордное количество террористов, и где традиционно сильны диктаторы, "семейные режимы" и исламисты. Изначально предполагалось, что построение демократии в Ираке даст начало цепной реакции создания во всем регионе демократических обществ, что неизбежно должно привести к уменьшению поддержки террористических исламистских организаций и установлению в регионе прочного мира.

И в Ираке, и во Вьетнаме США помогали союзники (в последнем случае - солдаты из Южной Кореи, Таиланда, Австралии, Новой Зеландии и Филиппин). Однако масштабы применения войск кардинально различаются - в 1968 году во Вьетнаме противостояли друг другу более 1.7 млн. солдат и партизан. В Ираке их, как минимум, втрое меньше.

Айвен Эланд\Ivan Eland, директор исследовательского Центра за Мир и Свободу\Center on Peace & Liberty, отмечает, что Администрация Буша повторила в Ираке множество ошибок, совершенных во Вьетнаме. Среди них: неясные причины начала войны; непонимание противника; введение в заблуждение населения США; обвинение СМИ в "очернении" действий военных; использовании "искусственной" статистики для оценки успехов (успехи в борьбе с инсургентами невозможно оценивать по, например, уровню потерь - к примеру, потери Северного Вьетнама и южновьетнамских партизан были во много раз выше, чем потери Южного Вьетнама, США и их союзников); опора на силу, а не на иные методы и пр.

После ухода французских колонизаторов Вьетнам был разделен на две части - Северную и Южную (граница проходила по 17-й параллели). На Севере установился коммунистический режим, на Юге - псевдодемократический, созданный при поддержке США. В 1959 году Северный Вьетнам принял конституцию, в которой утверждался план строительства социализма и борьбы за воссоединение страны. С 1959 года южновьетнамские партизаны при поддержке северовьетнамских войск, стали нападать на военные базы и административные здания Южного Вьетнама. Им оказывали поддержку северовьетнамские вооруженные силы, расквартированные в Лаосе и Кампучии. В начале 1960-х годов во Вьетнаме прошли массовые народные волнения и ряд военных переворотов. Фактически, к тому времени Южный Вьетнам стал "полицейским государством", которым руководили военные.

В 1964 году президент США Линдон Джонсон\Lyndon Johnson получил от Конгресса США право сделать "все необходимые шаги, включая применение военной силы" для защиты государств Юго-Восточной Азии. Это решение было принято после "тонкинского инцидента", когда, по официальной версии, американские эсминцы были атакованы северовьетнамскими военными катерами. После этого в Южном Вьетнаме были высажены американские войска, которые начали оказывать поддержку южновьетнамским вооруженным силам. Официально война (так же, как и в Ираке) не объявлялась. США никогда не утверждали, что Северный Вьетнам и партизаны представляют угрозу для самих США. Войска США и их союзников ни разу не проводили наземных операций на территории Северного Вьетнама, так как опасались негативной международной реакции. Формально они боролись лишь с южновьетнамскими партизанами. Тем не менее, спецоперации США проводились в Лаосе и Кампучии, Северный Вьетнам подвергался бомбардировкам, а его порты минировались.

Война во Вьетнаме стала первой "телевизионной войной" - репортажи с места событий ежедневно транслировались по всем телеканалам (это же, но в гораздо больших масштабах происходит в Ираке). Впервые в своей истории войска США столкнулись с отсутствием поддержки со стороны американского общественного мнения, а солдаты и офицеры, возвратившиеся домой, иногда скрывали свое боевое прошлое. В 1969 году прошел антивоенный марш в Вашингтоне, в котором приняли участие 250 тыс. человек. Любопытно, что если американцы ныне считают Ирак главной проблемой США, то во время войны во Вьетнаме ситуация была несколько иной. По данным службы Gallup, в первый год боевых действий (1965) Вьетнам назвали наиболее важной проблемой Соединенных Штатов 26% американцев. Год спустя (в 1966 году) их доля увеличилось до рекордных 47%. После этого влияние войны во Вьетнаме на воззрения американцев начало снижаться: рейтинг важности этой проблемы упал до 13% в 1973 году, когда боевые действия прекратились.

Джордж Херринг\George C. Herring, автор книги "Самая Длинная Война Америки"\America's Longest War: The United States and Vietnam, 1950-1975, отмечает, что войска США практически не имели контактов с южновьетнамскими властями. Власти Южного Вьетнама не пользовались популярностью у населения, а США в большей степени обращали внимание на действия коммунистов, чем на действия коррумпированных и жестоких южновьетнамских правителей. При проведении антипартизанских акций американцы и южновьетнамцы совершали военные преступления. США предоставляли Южному Вьетнаму значительную экономическую помощь, однако она немедленно "проедалась" - США не оказывали помощи в модернизации южновьетнамской экономики. В результате, США лишились поддержки большинства вьетнамцев.

Ныне многие историки и политологи отмечают, что ситуация во Вьетнаме оценивалась не вполне адекватно и многие решения основывались на эмоциях, а не на объективной оценке фактов. К примеру, в 1968 году войска Северного Вьетнама организовали крупное наступление (известно как "наступление Тет"), которое было отражено. Тогда в мире и США было принято считать, что это поражение США и Южного Вьетнама (именно тогда известный американский телеведущий Уолтер Кронкайт\Walter Cronkite заявил, что США во Вьетнаме оказались в тупике), ныне очевидно, что это сражение проиграли вьетнамские коммунисты.

В 1969 году новый президент США Ричард Никсон\Richard Nixon заявил, что США намерены добиться "почетного мира" для США и безопасности для Южного Вьетнама. Тогда был начат процесс "вьетнамизации" конфликта - американские войска выводились, а их место занимали силы Южного Вьетнама. За период с 1969 по 1972 год было выведено более 0.5 млн. американских солдат и офицеров. В 1971 году американские войска перестали участвовать в наземных операциях. В результате, потери войск США снизились с 400 в неделю в 1968 году до 20 в неделю - в 1972-м.

Джеймс Виллбэнкс\James H. Willbanks, автор книги "Покидая Вьетнам. Как США Ушли и Южный Вьетнам Проиграл Свою Войну"\Abandoning Vietnam: How America Left and South Vietnam Lost Its War, отмечает, что эта идея существовала еще в самом начале войны, однако ее отметали, как малоперспективную. Одной из проблем считалась коррупция и низкая боеготовность южновьетнамской армии. Ко всему прочему, Пентагон предпочитал концентрироваться не на антипартизанской, а на обычной войне. Никсон, по мнению Виллбэнкса, сделал ставку на "вьетнамизацию", стремясь выиграть время для дипломатов. Кроме этого, на Никсона давили американские противники войны, чье мнение он не мог не учитывать. Однако процесс "вьетнамизации" был начат слишком поздно и уже не мог помочь делу. Тем более, что никто из Администрации Никсона не мог объяснить, каким образом южновьетнамская армия сможет в одиночку сдерживать противника.

Джеффри Кимбэлл\Jeffrey Kimball, автор книги "Вьетнамская Война Никсона"\Nixon's Vietnam War отмечает, что переговоры между США и Северным Вьетнамом долгое время не начинались из-за отказа Ханоя. В марте 1972 года северовьетнамские войска начали очередное крупное наступление, однако через несколько месяцев были отброшены. В результате, Северный Вьетнам пересмотрел свои взгляды, и в октябре начались переговоры (они проходили в Париже). Мирное соглашение предусматривало прекращение огня, вывод всех иностранных войск с территории Южного Вьетнама в течение 60-ти дней, освобождение пленных и организацию свободных и честных выборов в Южном Вьетнаме. Однако северовьетнамские войска не были выведены с территории Южного Вьетнама. Эта и некоторые другие проблемы привели к коллапсу соглашения. В итоге Никсон пришел к выводу, что коммунисты уважают только силу и отдал приказ о проведении крупномасштабных бомбардировок Северного Вьетнама. Бомбардировки сработали. В конце декабря Северный Вьетнам предложил продолжить переговоры и в конце января 1973 года в Париже был подписан мирный договор, включавший все ранее обсуждавшиеся положения.

К этому моменту правительство Южного Вьетнама полностью контролировало примерно 80% своей территории. В 1975 году США перестали оказывать Южному Вьетнаму серьезную экономическую помощь, а военная помощь была прекращена полностью. Режим Южного Вьетнама перестал существовать не в результате атак партизан, а после наступления регулярных северовьетнамских войск, которое было проведено менее, чем через два года, после заключения мира.

Результаты операции по уходу США из Вьетнама часто критикуют. К примеру, в 2001 году Ларри Берман\Larry Berman опубликовал книгу с красноречивым названием "Ни Мира, Ни Чести. Никсон, Киссинджер и Предательство Вьетнама."\No Peace, No Honor: Nixon, Kissinger, and Betrayal in Vietnam. В США постоянно всплывает тема пропавших во Вьетнаме американских военных. После заключения мира Северный Вьетнам передал США 591 американских военнопленных - по данным Пентагона судьба еще примерно 2.2 тыс. человек, предположительно попавших в плен, осталась неизвестной. На протяжении последующих десятилетий информацию о пропавших американцах собирала военная разведка США\Defense Intelligence Agency, которая в 1995 году сообщила, что получила не менее 1.6 тыс. сообщений от людей, лично видевших пленных американцев. Еще в начале 1980-х годов были перехвачены десятки сообщений вьетнамских и лаосских властей, которые сообщали о перемещении американских пленных.

Washington Profile 24.11.2006

Назад




Hosted by uCoz