|
Финал «Метеоров» В день, когда майор Хагерстоун открыл свой боевой счет, летчики 77-й австралийской эскадрильи занесли на счет своего подразделения четвертую и последнюю подтвержденную победу над МиГ-15. Отличился сержант Джордж Хэл, летавший на «Метеоре» F.8 борт «А77-851» с надписью «HALESTORM» (передняя часть фюзеляжа этого истребителя в настоящее время экспонируется в австралийском музее). Хэл в тот день ушел на штурмовку железнодорожной ветки Пхеньян - Сигосан в составе звена скуадрон-лидера Хаббла. В районе станции Намчонджом звено разбилось на две пары. Хал и его ведомый сержант Ирлэм направились к югу. Австралийцы вскоре увидели как два МиГ-15 атакуют пару разведчиков RF-80. Хэл немедленно сбросил подвесной топливный бак и развернулся в сторону противника. Под плоскостями крыла «Метеора» висели две неуправляемых ракеты HVAR, их Хэл и выпустил по МиГам первым делом. Ракеты прошли между самолетами противника, не причинив им вреда. Ведомый уверенно держался за «Метеором» Хэла, но пропустил момент, когда его атаковал МиГ. В обшивке истребителя Ирлэма появились дыры. Вторая пара МиГов подошла незамеченной и атаковали «Метеоры» на пикировании со стороны солнца. Хэл выпустил воздушные тормоза, чтобы пропустить вперед подбитого ведомого и прикрыть его хвост. Атаковавший МиГ также стал сбрасывать скорость, но все равно проскочил вперед самолета командира австралийской пары. Хэлл оказался в идеальной позиции для атаки. Выпущенные из четырех пушек «Метеора» 20-мм снаряды пронзили фюзеляж МиГа за кабиной пилота. За истребителем потянулся шлейф густого черного дыма. Радоваться австралийцу, однако, не стоило. Его атаковало два других МиГа. Хэлл развернулся на встречный курс и открыл огонь. Попасть в пикирующий МиГ, когда сам летишь на встречном курсе - задача почти не выполнимая, Хэлл промазал. Одна угроза миновала, но очередная пара «бандитов» уже заходила в хвост «Метеору». Австралиец ухитрился на вираже угостить один из МиГов порцией снарядов - противник вышел из боя за ним тянулся белесый шлейф; скорее всего Хэлл пробил топливный бак МиГа. Боекомплект «Метеора» закончился, Хэлу ничего не оставалось, как попытаться «сделать ноги». После посадки в Кимпо дотошные технари насчитали в самолете Хэлла 112 пробоин. Ниже фонаря кабины «Метеора» за короткий срок появились изображения двух силуэтов МиГ-15, выписанные рукой механика Боба Черри. К разочарованию Хэлла и его друзей самолетики пришлось смыть. Командир эскадрильи Хаббл строго выполнял требования уставов, а в австралийских уставах правила обозначения сбитых самолетов не оговаривались. В апреле 1-й лейтенант Джо Макконнелл довел свой боевой счет до восьми побед, но и сам был сбит. Аса вытащил из вод Желтого моря «Ангел» - вертолет Сикорский Н-19 из 3-й авиационной поисково-спасательной группы. Двумя неделями спустя Макконнелл получил очередное воинское звание капитан, а вскоре, сбив десятый самолет, стал «асом в квадрате». Весной 1953 г. в 4-е авиакрыло для прохождения испытаний в боевых условиях прибыли восемь «Сейбров» F-86F, доработанных по программе «Gun Val». Вместо шести 12,7-мм пулеметов истребители несли четыре 20-мм пушки. О программе «Gun Val» сохранилось мало информации. ВВС, видимо, хотели проверить насколько эффективным окажется стандартное вооружение истребителей флота США - четыре автоматических пушки калибра 20-мм. Модернизированные по этой программе «Сейбры» сбили два или три МиГ-15. Теперь большинство эскадрилий имели на вооружении «Сейбры» модификации F-86F. Полковник Джэймс Джонсон говорил, что в марте 1953 г. его летчики отзывались о F-86F как об «истребителе, который полностью сравнялся по характеристикам с МиГ-15», а хорошо подготовленный инженерно-технический состав научился поддерживать «Сейбры» в должном состоянии. В апреле летчики Мигов сбили капитана Гарольда Фишера из 51-го авиакрыла, Фишер имел на своем счету десять побед. «Аса в квадрате» сбили над Манчжурией, после катапультирования он попал в плен. Как и Хиллира его пленили не корейцы, а китайцы, из-за чего освободили Фишера только через два года после окончания войны. К концу месяца капитан Фернандес одержал 11-ю победу в воздушном бою, на одного сбитого его опережал капитан Макконнелл, на две - полковник Бэйкер. 3 мая поршневой моноплан не установленного типа сбил летчик F-94В 2-й лейтенант Стэнтон Уилкоксиз из 319-й истребительной эскадрильи. Как уже отмечалось выше в воспоминаниях Фитиана, из того боевого вылета Уилкокс и его оператор РЛС не вернулись. Причина их гибели осталась не известной. 10 мая в ночном бою экипаж F-94B из 319-й истребительной эскадрильи в составе капитана Джозефа Филлипса и 1-го лейтенанта Билли Атто сбили МиГ-15. Капитан Филипс вспоминал: Победы засчитывались только «первому номеру» экипажа F-94B, Филлипсу записали «реактивный истребитель», а не МиГ-15. 10 мая, сопровождая истребители-бомбардировщики, капитан Фернандес сбил МиГ, второй истребитель он сбил в составе группы. В мае Фернандес сбил еще два МиГа, доведя свой счет до 14,5 побед и обогнав Бейкера. Теперь Фернандес являлся самым результативным летчиком ВВС США в Корее. Фернандес из себя был более чем импозантным парнем - яркая иллюстрация голливудского мачо. Тем не менее, большого паблисити парень не получил. Существует версия, что «наверху» не понравилось «иностранное» имя летчика. В США никогда не чурались идеологических шор -100% американец должен быть англосаксом. В начале мая потрясающего успеха добился Джо Макконнелл, сбив три МиГа в один день. 18 мая 1953 г. он сбил еще два МиГа, после чего его счет составил 16 побед - Фернандес остался позади. 18 мая отличился и командир 39-й эскадрильи подполковник Джордж Рудделл сбил пятый МиГ-15 и стал 31 -м реактивным асом ВВС США. Рудделл летал на F-86F 51-12940 надписью «MIG MAD MAVIS». Успех Макконнелла ближе к вечеру 18 мая повторил подполковник Луис Грин из 336-й эскадрильи, записав на свой счет два МиГ-15. Много позже, в последний день воздушной войны генерал Баркус держал речь перед пилотами: Макконнелл не заставил себя упрашивать. Летчик в темпе схватил свой багаж и нырнул в транспортный самолет командующего 5-й воздушной армии. Асом №2 стал Джим Джабарра с 15 победами, третьим в этом состязании был Фернандес. 26 мая Джабара во главе четверки «Сейбров» обнаружил группу из 16 МиГов, которые пересекли Ялу в районе Уйджи. Джабарра со своими товарищи влетел прямо в центр строя самолетов противника, рассеял группу и сбил два самолета. Это были его восьмая и девятая победы. Более двух лет американцы дрались с численно превосходившим их противником. Превосходство в воздухе пилотов «Сейбров» контрастировало с развитием ситуации на земле, где китайцам удалось проделать дыру в обороне сил ООН. 7 июня летчики F-94B из 319-й эскадрильи записали на счет подразделения третью и последнюю победу в воздушном бою. МиГ-15 был сбит подполковником Робертом Макхэли. Командир 335-й эскадрильи подполковник Вермон Гаррисон сбил 5 июня два МиГа, в результате его победный счет достиг пяти, он стал 32-м американским асом. Гаррисона никто не смог бы назвать юношей, ему стукнуло уже 37 лет - солидный для летчика-истребителя возраст. В годы второй мировой войны Гарри-сон летал в составе 336-й истребительной эскадрильи, его вклад в разгром Германии составил 7,33 победы. 18 июня 33-м и 34-м асом стали капитаны Лонни Мур и Ральф Парр. Полковник Роберт Бадвин, командир 51 -и истребительной авиагруппы, стал 22 июня 1953 г. 35-м реактивным асом. Самым юным асом ВВС США в Корее, 36-м по счету, в возрасте 23 лет стал 30 июня 1-й лейтенант Гентри «Хэнк» Буттельман. Всего он в Корее сбил семь самолетов противника. К концу июня 1953 г. на счету Джабарры имелось уже 14 побед, от Макконнела его отделяли две победы, а от Фернандеса - всего половинка. В июне пилоты «Сейбров» сбили 77 МиГ-15, причем 16 самолетов противника было уничтожено 30 июня. В июле еще два летчика, капитан Клайд Куртин и майор Стивен Биттингер, получили право именоваться асами. Биттингер был сбит и попал в плен в том же бою, в каком он сам сбил МиГ-15. Его ведомый доложил по инстанции об одержанной командиром победе, но официально ее зарегистрировали только после возвращения его из плена 2 октября 1953 г. Из 40 американских летчиков, ставших в Корее асами, только один пилот получил этот титул, летая не на «Сейбре». Им стал лейтенант авиации ВМС США Гай «Лаки Пьер» Борделон, пилот ночного «Корсара» F4U-5NL )№ 124453 «NP-21») из эскадрильи VC-3. Палубная эскадрилья действовала с берегового аэродрома, Борделон сбил пять «Бессонных Чарли». Ночные «Корсары» морской авиации за счет своей меньшей, чем у реактивных ночных истребителей ВВС скорости, более эффективно могли бороться с медлительными По-2 или Як-18. 29 июня и 1 июля 1953 г. Борделон сбил по одному Як-18, 17 июля - поршневой истребитель конструкции Лавочкина. Борделон столкнулся в воздухе с самолетом другого летчика и погиб вскоре после окончания войны в Корее. Прежде чем 27 июля 1953 г. было подписано соглашение о перемирии, майор Джабарра успел сбить 15-й самолет коммунистов и обогнать Фернадеса в гонке за право называться лучшим асом неба Кореи. Джабарра и Макконнелл -два пилота, которые стали «тройными асами». 22 июля пилот F-86 1-й лейтенант Сэм Янг из 51-го авиакрыла сбил МиГ-15 - последний в Корейской войне. Соглашение о перемирии было подписано примерно в полдень 27 июля 1953 г. Между тем утром едва не произошел воздушный бой: 12 темно-зеленых МиГов пересекли Ялу, но обнаружив «Сейбры», предпочли не играть с судьбой и ушли в Маньчжурию. Вечером 27 июля капитан Ральф Парр сбил транспортный Ил-12, после того, как два раза облетел его, чтобы точно идентифицировать. Уничтожение Ил-12 вызвало дипломатические протесты, тем не менее десятую победу Парру засчитали. За всю Корейскую войну ВВС США потеряли 971 самолет, ВМС и корпус морской пехоты лишились 1033 самолетов, однако на долю авиации противника приходится не более 10% от этого количества. Главным врагом американских летчиков являлась зенитная артиллерия. Точные потери коммунистов не известны, по оценкам ВВС США они составили 792 истребителя Миг-15, сбитых в воздушных боях достоверно и еще 143 - вероятно. Соотношение потерь МиГов и «Сейбров» составило по различным оценкам от 14:1 до 7:1, причем последняя цифра не оспаривается российскими историками. Даже соотношение 7:1 является выдающимся достижением, учитывая подавляющее численное превосходство МиГов на протяжении всего конфликта. Назад |