|
Глава III. Армии и вооружение сторон Фолклендская война Общее соотношение армий и техники Вооруженные силы Аргентины На 1980 год в сухопутных войсках Аргентины имелось 85 тыс. человек. На вооружении имелось свыше 200 танков, около 700 БТР, артиллерия, бронеавтомобили. В ВВС служило около 20 тыс. человек и имело около 240 боевых самолетов (24 эскадрильи). ВМС насчитывали 4 ПЛ и 34 корабля различных классов на которых служило 39 тыс. человек. Основные ВМБ: Пуэрто-Бельграно, Мар-дель-Плата, Буэнос-Айрес, Ушуая, Баня-Бланка. Оружие и техника было разношерстным, так стрелковое вооружение было в основном произведено в Аргентине, техника же была из США, Великобритании, ФРГ, Франции, Израиля, ЮАР и других стран. Срок службы в СВ и ВВС - 1 год, в ВМС - 14 месяцев. В подготовленном резерве имелось 250 тыс. человек. Кроме того, в военизированных формированиях находилось 42 тыс. человек: 11 тыс. в жандармерии, 9 тыс. в береговой охране и 22 тыс. в федеральной полиции. На начало конфликта в ВВС (Fuerza Aerea Argentina - FAA) Аргентины имелось примерно 324 самолета и вертолета, в т. ч. 208 боевых и учебно-боевых. Авиация флота (Aviacion Naval Argentina) располагала 121 самолетом и вертолетом, из них более половины - боевые и учебно-боевые. На вооружении армейской авиации (Aviacion de Ejercito) находились 96 аппаратов, включая 9 боевых вертолетов. Отвечавшая за охрану морских границ Военно-морская префектура (Prefektura Naval Argentina) имела 14 самолетов и вертолетов. Техническое оснащение Военно-воздушных сил было самым разнообразным. От вполне современных машин до турбовинтовых самолетов. Супер-Этендар В сентябре 1979 года Аргентина заключила контракт с французской корпорацией Dassault-Breguet на поставку 14-ти самолетов "Супер-Этендар". Новые машины предназначалось направить на единственный аргентинский авианосец "25 мая" авиагруппа которого состояла из устаревших самолетов "Скайхок". США прекратили поставки оружие в Аргентины в том же 1979 году из-за неприятия военного правительства этой страны. Не удалось закупить и "Харриеры" у Великобритании. Помимо того, что "Супер-Этендары" были единственной альтернативой на международном оружейном рынке, эти машины была способна "потянуть" катапульта авианосца. Согласно контракту стоимостью 160 млн. долларов, Аргентина должна была получить 14 самолетов 28 противокорабельных ракет AM 39 "Экзосет", несколько запасных двигателей "Атар" 8К50, необходимые запчасти и сопутствующее оборудование. В октябре-ноябре 1980 года группа аргентинских летчиков, которым предстояло первыми осваивать новую технику, прибыла во Францию и приступила к изучению матчасти. Полеты начались лишь 26 марта следующего года под руководством инструкторов из французской флотилии 14F,причем два пилота капитан-де-корбета (к-н 3-го ранга) R Курилович и теньете-де-фрагата (ст. л-т) А. Майора прошли стажировку на авианосце "Клемансо". Вскоре в Ландивизио прибыли 5 машин первой экспортной серии. Вторая группа летчиков прибыла во Францию 4 марта 1982 г., но им пришлось возвращаться на родину не с чем. 6 июля 1981 г. были приняты первые пять "Супер Этандаров", которые затем погрузили на борт военного транспорта "Кабо-де-Орнос". 18 ноября это судно прибыло на ВМБ Пуэрто-Бельграно, там самолеты разгрузили и доставили на один из вспомогательных аэродромов. Оттуда их перегнали на авиабазу ВМС Команданте Эспора, где 7 декабря состоялась официальная церемония передачи новой техники в состав 2-й истребительно-штурмовой эскадрильи ВМС (2 Escuadrilla Aeronaval de Caza у Ataque). К началу войны летчики успели налетать по 100 часов.
В заключении, нужно сказать, что на войну "поспело" лишь 5-6 самолетов и 5 ракет "Экзосет" (как только началась война Франция присоединилась к эмбарго на поставку вооружения Аргентине), но малочисленность (л/с эскадрильи насчитывал 12 офицеров, в т. ч. 10 летчиков, 86 унтер-офицеров и рядовых. Командовал ими капитан-де-корбета X. Коломбо) не помешала "Супер-Этендарам" хорошо проявить себя в войне. Мираж/Даггер В 1972 году Аргентина закупила во Франции 12 перехватчиков AMD Mirage IIIEA. До конца 70-х гг. была приобретена еще одна партия из 7 машин. Тогда же в число основных поставщиков вооружения Буэнос-Айресу прочно вошел Израиль, продавший в 1978-80 гг. 39 истребителей Dagger. Эти самолеты выпускались компанией IAI и представляли собой безлицензионные копии французского истребителя-бомбардировщика «Мираж-5».
К началу войны за Фолкленды «Миражами» была вооружена 8-я ИАГ ВВС Аргентины (Grupo 8 de Casa), дислоцированная на авиабазе Мариано Морено и отвечавшая за ПВО столицы. Возглавлял эту часть комодоро (п-к) К.Корине. Из имевшихся в его распоряжении 16 машин боеспособными считались 12. «Даггеры» были сосредоточены на аэродроме Тандил и входили в состав 6-й ИАГ, которой командовал комодоро Т.Родригес. Он мог послать в бой не более 25 самолетов из 37, значившихся в списках. На вооружении этих самолетов были две 30-мм пушки, «Миражи» могли нести ракеты класса «воздух-воздух» (Matra R.530, Matra R.550 Magic). «Даггеры» имели УР Shafrir, а при действиях по надводным либо наземным целям использовались 227-кг и 454-кг ОФАБ. Пукара В августе 1966 года на аргентинской фирме "DINEFA" (впоследствии - FAMA), старейшем в Латинской Америке государственном авиастроительном предприятии, расположенном в городе Кордова, под руководством Гектора Е. Руиса (Hector E. Ruiz) началась разработка легкого турбовинтового ударного самолета, предназначенного для противопартизанских действий. Первый серийный штурмовик IA-58A "Пукара", собранный в Кордове, совершил первый полет 8 ноября 1974 года. Он оснащался двумя французскими турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 э.л.с. Самолет располагал солидным арсеналом вооружения, который включал бортовые 20-мм пушки и 7,62-мм пулеметы, а также до 1500 кг различных боеприпасов, подвешиваемых на трех внешних узлах (бомбы, 70-мм НАР, напалмовые баки и даже торпеды).ВВС Аргентины закупили 108 самолетов IA-58A "Пукара". В 1986 году последний серийный штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха и передали ВВС Аргентины в 1988 году.
К началу событий в Южной Атлантике ВВС Аргентины получили около 60 единственных боевых самолетов собственной разработки и постройки IA-58A Pucara (Свое имя «Пукара» самолет получил от названий маленьких крепостей патагонских индейцев). Самолеты поступили на вооружение Grupo 3 de Ataque (GSA-3-я штурмовая авиагруппа), располагавшейся на авиабазе Реконкиста около г.Санта-Фе. Из трех эскадрилий этой части к началу войны за острова полностью боеспособными считались две, а одна лишь осваивала новую технику. Многие экипажи G3A получили боевой опыт, принимая с 1976 г. участие в операциях правительственных войск против партизан в северо-западной провинции Тукуман. Еще около десятка IA-58 получила эскадрилья сформированной в начале 1981 г. 4-й группы, которая базировалась на Комодоро Ривадавия. В общем боевая воздушная мощь Аргентины распределялась по типам л/а следующим образом: 5-6 штурмовиков “Супер Этандар”, 16-21 истребитель “Мираж” ЗЕ, 23-37 “Даггер” 34М, 75 штурмовиков “Скайхок” А-4Р, 10 самолетов-разведчиков “Канберра” В-62. 14 самолетов “скайхок” A-4Q находились в ВМС (на авианосце "25 мая"), в ВМС имелось около десятка устаревших самолетов Neptune, Tracker и примерно столько же противолодочных вертолетов. Имелась пара самолетов-заправщиков КС-130. Большая часть самолетов имела устаревшую радиоэлектронную аппаратуру, что сильно ограничивало их действия в сложных метеоусловиях. ВМС Аргентины сильно уступали флоту противника. Ядром ВМС Аргентины являлись легкий авианосец “Бентисинко ди Майо” английской постройки, полным водоизмещением 19 896 тонн (Этот корабль был построен в начале 1945 года в Англии и введен в строй Королевских ВМС под именем "Вэнэрэбл", что в переводе значит "почтенный". Ему недолго суждено было плавать под флагом владычицы морей. Избавляясь от излишков вооружения, Великобритания продала "почтенного" голландцам ,где корабль был переименован в Colossus, а уже те передали корабль Аргентине в 1968 году, где он получил название ARA "Бентисинко ди Майо" ("Двадцать пятое мая").), и устаревший крейсер (1951 г.) американской постройки “Генерал Бельграно” водоизмещением 10 300 тонн. Только 2 эскадренных миноносца УРО английского проекта 42 “Геркулес” и “Сантисима Тринидада” по своим тактико-техническим характеристикам можно сравнивать с английскими кораблями. Из 4-х ПЛ в аргентинском флоте, 2 были современные построенные в 1974 г. в ФРГ субмарины типа 209, вооруженные западногерманскими управляемыми по проводам торпедами SST4, а также американскими противолодочными торпедами Mk 37. Авиакрыло АВ "25 мая"
Крупный недостаток ВМС Аргентины — разнотипность кораблей и систем вооружения, которые были закуплены в США, Англии, Франции, Израиле и других странах. Корабли обладали низкими противолодочными возможностями. Из-за отсутствия учебной базы уровень подготовки личного состава был низким. Вооруженные силы Великобритании На 1982 год общая численность вооруженных сил Великобритании составляла около 340 тыс. человек. В сухопутных войсках имелось около 173 тыс. человек, подразделялись они на войска метрополии, Британскую Рейнскую армию в ФРГ, войска на заморской территории и резервы. На вооружении свыше 1000 танков, есть БТР, вертолеты в большом количестве. ВВС состоят из регулярных сил (около 93 тыс. человек) и резерва (около 30 тыс. человек). ВМС (свыше 74 тыс. человек) имеют около 200 боевых кораблей. Основные ВМБ: Росайт, Девонпорт, Фаслейн, Портленд, Плимут, Чатем, Гибралтар, Гонконг. Основной ударной силой в войне должен был стать ВМФ Великобритании. Самыми мощными кораблями флота являются АПЛ. До Фолклендской войны 1982 года им уделялась огромное внимание и отдавалась решающая роль в глобальной войне. К весне 1982 года Великобритания имела 6 АПЛ только в 1-м эскадроне подводных лодок, база которых находиться в Faslane (Шотландия). Это лодки класса "Swiftsure" имеют на вооружении ракеты "Tomahawk".
До войны 1982 года высшее командование ВМФ Великобритании так уповала на мощь своих АПЛ, что в 1981 году было решено продать авианосцы. Этот класс кораблей посчитали устаревшим, а в условиях тяжелой экономической ситуации требовалось сократить расходы на обороны, Авианосцы подходили по всем статьям, но Фолклендская война выявила чрезвычайную ценность кораблей этого класса. В этой войне участвовало два британских авианосца. Гермес
Инвинсибл
Основные ТТХ Invincible class
Вспомогательную и сопровождающую роль играли эсминцы. На момент начала конфликта в ВМФ Великобритании основным классом эсминцев был Sheffield сlass (Type 42). Базируются эсминцы в Портсмуте.
Основные ТТХ Type 42
Десантные операции обеспечивают также штурмовые (десантные) корабли. В Фолклендской войне 1982 года участвовали оба корабля этого типа: "Fearless" и "Intrepid".
Основные ТТХ Fearless сlass
Авиация ВМФ должна была взять на себя основную тяжесть воздушной войны над спорными островами.Авиагруппировки британских авианосцев в своей основе имели самолеты Sea Harrier.
Самолет Си Харриер (Sea Harrier) создан на основе самолета Харриер и находится на вооружении ВМС Великобритании. В январе 1982 г фирма ВАе поставила английскому флоту 29 "Си Харриеров" FRS 1, и летный состав 800-й. 801-й и 899-й эскадрилий достиг должного уровня боевой подготовки. Другой составляющей авиагруппировок были вертолеты. Прежде всего вертолеты "Sea King".
Этими машинами в 1982 году была вооружена 846-я эскадрилья на базе Йовилтон (Royal Naval Air Station Yeovilton), 820-я,824-я,826-я эскадрильи на базе Калдроуз (Royal Naval Air Station Culdrose). Основные ТТХ Sea King
Другим боевым вертолетом в составе ВМФ Великобритании является Lynx - морской вертолет, предназначенный для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, охраны экономической зоны, прибрежного патрулирования, обеспечении поисково-спасательных работ. Базируется в основном на эсминцах Type 42. Этими вертолетами вооружили 815-ю эскадрилья на базе Йовилтон.
Описанные выше боевые корабли и самолеты были основой морских и воздушных сил Аргентины и Великобритании. В ходя конфликта обе стороны задействовали множество типов других самолетов, кораблей, армейского вооружения. Все это должно было пройти испытание на прочность. |