| ![]() |
Глава III. Армии и вооружение сторон Фолклендская война Общее соотношение армий и техники Вооруженные силы Аргентины На 1980 год в сухопутных войсках Аргентины имелось 85 тыс. человек. На вооружении имелось свыше 200 танков, около 700 БТР, артиллерия, бронеавтомобили. В ВВС служило около 20 тыс. человек и имело около 240 боевых самолетов (24 эскадрильи). ВМС насчитывали 4 ПЛ и 34 корабля различных классов на которых служило 39 тыс. человек. Основные ВМБ: Пуэрто-Бельграно, Мар-дель-Плата, Буэнос-Айрес, Ушуая, Баня-Бланка. Оружие и техника было разношерстным, так стрелковое вооружение было в основном произведено в Аргентине, техника же была из США, Великобритании, ФРГ, Франции, Израиля, ЮАР и других стран. Срок службы в СВ и ВВС - 1 год, в ВМС - 14 месяцев. В подготовленном резерве имелось 250 тыс. человек. Кроме того, в военизированных формированиях находилось 42 тыс. человек: 11 тыс. в жандармерии, 9 тыс. в береговой охране и 22 тыс. в федеральной полиции. На начало конфликта в ВВС (Fuerza Aerea Argentina - FAA) Аргентины имелось примерно 324 самолета и вертолета, в т. ч. 208 боевых и учебно-боевых. Авиация флота (Aviacion Naval Argentina) располагала 121 самолетом и вертолетом, из них более половины - боевые и учебно-боевые. На вооружении армейской авиации (Aviacion de Ejercito) находились 96 аппаратов, включая 9 боевых вертолетов. Отвечавшая за охрану морских границ Военно-морская префектура (Prefektura Naval Argentina) имела 14 самолетов и вертолетов. Техническое оснащение Военно-воздушных сил было самым разнообразным. От вполне современных машин до турбовинтовых самолетов. Супер-Этендар
Согласно контракту стоимостью 160 млн. долларов, Аргентина должна была получить 14 самолетов 28 противокорабельных ракет AM 39 "Экзосет", несколько запасных двигателей "Атар" 8К50, необходимые запчасти и сопутствующее оборудование. В октябре-ноябре 1980 года группа аргентинских летчиков, которым предстояло первыми осваивать новую технику, прибыла во Францию и приступила к изучению матчасти. Полеты начались лишь 26 марта следующего года под руководством инструкторов из французской флотилии 14F,причем два пилота капитан-де-корбета (к-н 3-го ранга) R Курилович и теньете-де-фрагата (ст. л-т) А. Майора прошли стажировку на авианосце "Клемансо". Вскоре в Ландивизио прибыли 5 машин первой экспортной серии. Вторая группа летчиков прибыла во Францию 4 марта 1982 г., но им пришлось возвращаться на родину не с чем. 6 июля 1981 г. были приняты первые пять "Супер Этандаров", которые затем погрузили на борт военного транспорта "Кабо-де-Орнос". 18 ноября это судно прибыло на ВМБ Пуэрто-Бельграно, там самолеты разгрузили и доставили на один из вспомогательных аэродромов. Оттуда их перегнали на авиабазу ВМС Команданте Эспора, где 7 декабря состоялась официальная церемония передачи новой техники в состав 2-й истребительно-штурмовой эскадрильи ВМС (2 Escuadrilla Aeronaval de Caza у Ataque). К началу войны летчики успели налетать по 100 часов.
В заключении, нужно сказать, что на войну "поспело" лишь 5-6 самолетов и 5 ракет "Экзосет" (как только началась война Франция присоединилась к эмбарго на поставку вооружения Аргентине), но малочисленность (л/с эскадрильи насчитывал 12 офицеров, в т. ч. 10 летчиков, 86 унтер-офицеров и рядовых. Командовал ими капитан-де-корбета X. Коломбо) не помешала "Супер-Этендарам" хорошо проявить себя в войне. Мираж/Даггер В 1972 году Аргентина закупила во Франции 12 перехватчиков AMD Mirage IIIEA. До конца 70-х гг. была приобретена еще одна партия из 7 машин. Тогда же в число основных поставщиков вооружения Буэнос-Айресу прочно вошел Израиль, продавший в 1978-80 гг. 39 истребителей Dagger. Эти самолеты выпускались компанией IAI и представляли собой безлицензионные копии французского истребителя-бомбардировщика «Мираж-5».
К началу войны за Фолкленды «Миражами» была вооружена 8-я ИАГ ВВС Аргентины (Grupo 8 de Casa), дислоцированная на авиабазе Мариано Морено и отвечавшая за ПВО столицы. Возглавлял эту часть комодоро (п-к) К.Корине. Из имевшихся в его распоряжении 16 машин боеспособными считались 12. «Даггеры» были сосредоточены на аэродроме Тандил и входили в состав 6-й ИАГ, которой командовал комодоро Т.Родригес. Он мог послать в бой не более 25 самолетов из 37, значившихся в списках. На вооружении этих самолетов были две 30-мм пушки, «Миражи» могли нести ракеты класса «воздух-воздух» (Matra R.530, Matra R.550 Magic). «Даггеры» имели УР Shafrir, а при действиях по надводным либо наземным целям использовались 227-кг и 454-кг ОФАБ. Пукара В августе 1966 года на аргентинской фирме "DINEFA" (впоследствии - FAMA), старейшем в Латинской Америке государственном авиастроительном предприятии, расположенном в городе Кордова, под руководством Гектора Е. Руиса (Hector E. Ruiz) началась разработка легкого турбовинтового ударного самолета, предназначенного для противопартизанских действий. Первый серийный штурмовик IA-58A "Пукара", собранный в Кордове, совершил первый полет 8 ноября 1974 года. Он оснащался двумя французскими турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou XVIG мощностью по 1022 э.л.с. Самолет располагал солидным арсеналом вооружения, который включал бортовые 20-мм пушки и 7,62-мм пулеметы, а также до 1500 кг различных боеприпасов, подвешиваемых на трех внешних узлах (бомбы, 70-мм НАР, напалмовые баки и даже торпеды).ВВС Аргентины закупили 108 самолетов IA-58A "Пукара". В 1986 году последний серийный штурмовик этого типа выкатили из ворот сборочного цеха и передали ВВС Аргентины в 1988 году.
К началу событий в Южной Атлантике ВВС Аргентины получили около 60 единственных боевых самолетов собственной разработки и постройки IA-58A Pucara (Свое имя «Пукара» самолет получил от названий маленьких крепостей патагонских индейцев). Самолеты поступили на вооружение Grupo 3 de Ataque (GSA-3-я штурмовая авиагруппа), располагавшейся на авиабазе Реконкиста около г.Санта-Фе. Из трех эскадрилий этой части к началу войны за острова полностью боеспособными считались две, а одна лишь осваивала новую технику. Многие экипажи G3A получили боевой опыт, принимая с 1976 г. участие в операциях правительственных войск против партизан в северо-западной провинции Тукуман. Еще около десятка IA-58 получила эскадрилья сформированной в начале 1981 г. 4-й группы, которая базировалась на Комодоро Ривадавия. В общем боевая воздушная мощь Аргентины распределялась по типам л/а следующим образом: 5-6 штурмовиков “Супер Этандар”, 16-21 истребитель “Мираж” ЗЕ, 23-37 “Даггер” 34М, 75 штурмовиков “Скайхок” А-4Р, 10 самолетов-разведчиков “Канберра” В-62. 14 самолетов “скайхок” A-4Q находились в ВМС (на авианосце "25 мая"), в ВМС имелось около десятка устаревших самолетов Neptune, Tracker и примерно столько же противолодочных вертолетов. Имелась пара самолетов-заправщиков КС-130. Большая часть самолетов имела устаревшую радиоэлектронную аппаратуру, что сильно ограничивало их действия в сложных метеоусловиях. ВМС Аргентины сильно уступали флоту противника. Ядром ВМС Аргентины являлись легкий авианосец “Бентисинко ди Майо” английской постройки, полным водоизмещением 19 896 тонн (Этот корабль был построен в начале 1945 года в Англии и введен в строй Королевских ВМС под именем "Вэнэрэбл", что в переводе значит "почтенный". Ему недолго суждено было плавать под флагом владычицы морей. Избавляясь от излишков вооружения, Великобритания продала "почтенного" голландцам ,где корабль был переименован в Colossus, а уже те передали корабль Аргентине в 1968 году, где он получил название ARA "Бентисинко ди Майо" ("Двадцать пятое мая").), и устаревший крейсер (1951 г.) американской постройки “Генерал Бельграно” водоизмещением 10 300 тонн. Только 2 эскадренных миноносца УРО английского проекта 42 “Геркулес” и “Сантисима Тринидада” по своим тактико-техническим характеристикам можно сравнивать с английскими кораблями. Из 4-х ПЛ в аргентинском флоте, 2 были современные построенные в 1974 г. в ФРГ субмарины типа 209, вооруженные западногерманскими управляемыми по проводам торпедами SST4, а также американскими противолодочными торпедами Mk 37. Авиакрыло АВ "25 мая"
Крупный недостаток ВМС Аргентины — разнотипность кораблей и систем вооружения, которые были закуплены в США, Англии, Франции, Израиле и других странах. Корабли обладали низкими противолодочными возможностями. Из-за отсутствия учебной базы уровень подготовки личного состава был низким. Вооруженные силы Великобритании На 1982 год общая численность вооруженных сил Великобритании составляла около 340 тыс. человек. В сухопутных войсках имелось около 173 тыс. человек, подразделялись они на войска метрополии, Британскую Рейнскую армию в ФРГ, войска на заморской территории и резервы. На вооружении свыше 1000 танков, есть БТР, вертолеты в большом количестве. ВВС состоят из регулярных сил (около 93 тыс. человек) и резерва (около 30 тыс. человек). ВМС (свыше 74 тыс. человек) имеют около 200 боевых кораблей. Основные ВМБ: Росайт, Девонпорт, Фаслейн, Портленд, Плимут, Чатем, Гибралтар, Гонконг. Основной ударной силой в войне должен был стать ВМФ Великобритании. Самыми мощными кораблями флота являются АПЛ. До Фолклендской войны 1982 года им уделялась огромное внимание и отдавалась решающая роль в глобальной войне. К весне 1982 года Великобритания имела 6 АПЛ только в 1-м эскадроне подводных лодок, база которых находиться в Faslane (Шотландия). Это лодки класса "Swiftsure" имеют на вооружении ракеты "Tomahawk".
До войны 1982 года высшее командование ВМФ Великобритании так уповала на мощь своих АПЛ, что в 1981 году было решено продать авианосцы. Этот класс кораблей посчитали устаревшим, а в условиях тяжелой экономической ситуации требовалось сократить расходы на обороны, Авианосцы подходили по всем статьям, но Фолклендская война выявила чрезвычайную ценность кораблей этого класса. В этой войне участвовало два британских авианосца. Гермес
Инвинсибл
Основные ТТХ Invincible class
Вспомогательную и сопровождающую роль играли эсминцы. На момент начала конфликта в ВМФ Великобритании основным классом эсминцев был Sheffield сlass (Type 42). Базируются эсминцы в Портсмуте.
Основные ТТХ Type 42
Десантные операции обеспечивают также штурмовые (десантные) корабли. В Фолклендской войне 1982 года участвовали оба корабля этого типа: "Fearless" и "Intrepid".
Основные ТТХ Fearless сlass
Авиация ВМФ должна была взять на себя основную тяжесть воздушной войны над спорными островами.Авиагруппировки британских авианосцев в своей основе имели самолеты Sea Harrier.
Самолет Си Харриер (Sea Harrier) создан на основе самолета Харриер и находится на вооружении ВМС Великобритании. В январе 1982 г фирма ВАе поставила английскому флоту 29 "Си Харриеров" FRS 1, и летный состав 800-й. 801-й и 899-й эскадрилий достиг должного уровня боевой подготовки. Другой составляющей авиагруппировок были вертолеты. Прежде всего вертолеты "Sea King".
Этими машинами в 1982 году была вооружена 846-я эскадрилья на базе Йовилтон (Royal Naval Air Station Yeovilton), 820-я,824-я,826-я эскадрильи на базе Калдроуз (Royal Naval Air Station Culdrose). Основные ТТХ Sea King
Другим боевым вертолетом в составе ВМФ Великобритании является Lynx - морской вертолет, предназначенный для борьбы с подводными лодками и надводными кораблями противника, охраны экономической зоны, прибрежного патрулирования, обеспечении поисково-спасательных работ. Базируется в основном на эсминцах Type 42. Этими вертолетами вооружили 815-ю эскадрилья на базе Йовилтон.
Описанные выше боевые корабли и самолеты были основой морских и воздушных сил Аргентины и Великобритании. В ходя конфликта обе стороны задействовали множество типов других самолетов, кораблей, армейского вооружения. Все это должно было пройти испытание на прочность. |
![]() |