История войн
Фолклендская война 1982


Фолклендская война (также известная как: война у Фолклендских островов, Мальвинская война, Южно-Атлантическая война) Битва у Порт-Дарвин и Гус ГринК 27 мая плацдарм у Сан-Карлоса имел площадь 150 кв. километров. Британцы закончили сосредоточение войск, техники и амуниции. Теперь предстояло начать наступление на аргентинские позиции.В первую очередь командование десантными войсками решило ударить на юго-восток от плацдарма и захватить поселения Порт-Дарвин и Гус Грин, где находилось от полутора до двух тысяч аргентинских солдат (12-й пехотный полк), которые грозили флангам войск, наступающим на Порт-Стенли. Хотя первоначально британцы считали, что Гус Грин обороняли всего 500 человек. Кроме того у Гус Грин имелся аэродром, захват которого решил бы много насущных задач по снабжению и поддержки войск.Задачу овладения Гус Грином поставили 2-му парашютно-десантному батальону. 26 мая батальон спустился с высот Сассекс (Sussex) и начал подтягиваться к рубежу атаки. 27 мая, когда 2-й батальон еще совершал форсированный марш к Гус Грин, 3-й парашютно-десантный батальон и 45- батальон коммандос начали выдвижение к городку Дуглас, что северо-восточнее плацдарма. Атаку было решено провести в ночь на 28 мая. Рота "А" должна была нанести отвлекающий удар: взять местечко Бернсайд Хаус и занять оборону. Рота "B" должна была занять возвышенность Дарвин Хилл, к западу от Порт-Дарвин. Рота "D" наступала в центре, прямо на Гус Грин. Артиллерийская поддержка возлагалась на фрегат "Арроу". Для непосредственной авиационной поддержки были выделены 2 "Газели" и 2 "Скаута" из состава вертолетной эскадрильи морской пехоты. Атака началась в половине третьего утра 28 мая. Аргентинцы ответили шквалом огня и атака роты "А" захлебнулась. На ее позиции немедленно прибыл командир 2-го батальона подполковник Г. Джонс. Другие роты также залегли под огнем. У "Арроу" заклинило одно из орудий. С рассветом подполковник Джонс приказал провести атаку (на Гус Лайн - цепь холмов прикрывавшая Гус Грин, и на Бернсайд Хаус) двумя группами десантников. Одна группа, под командованием адъютант-капитана Девида Вуда, ринулась на пулеметные позиции, но была отброшена. Капитан Вуд погиб. Затем, под прикрытием дымовой завесы, вторая группа, ведомая самим Джонсом, начала атаку, но когда дым стал рассеиваться, десантники начали нести потери, погиб капитан Крис Ден. Тогда, Джонс, стремясь поднять своих людей в атаку, бросился вперед, но был убит пулей в шею. Посмертно он получит Крест Виктории. Командование взял на себя майор Крис Кибл (Chris Keble). Кибл вывел роты "А" и "B" из под огня, приказав роте "D" обойти с фланга горную гряду Гус Лайн. Рота "D" закрепилась к западу от горной гряды, англичане стали обстреливать вражеские позиции ПТУР "Милан". Усилился огонь артиллерии, а за час до заката на аргентинцев обрушились три самолета "Харриер".После 14-часового боя десантники стали укреплять занятые позиции и готовиться к новому бою, но на следующее утро Кибл предложил аргентинцам сдаться, и, как ни странно, командующий аргентинским контингентом в Гус Грин, командор Вильсон Педроса согласился.Англичане потеряли 17 человек убитыми и около 40-ка человек ранеными. Аргентинские потери, как и общая численность войск в том сражении, явно завышались британскими и пробританскими источниками. По началу было заявлено о 250-256 убитых и раненых из общего числа 1600-1700 аргентинцев. Количество пленных выражалось в 1400 человек. Чуть позже потери аргентинцев "понизили" до примерно двух сотен человек. Однако, реально против шести сотен английских десантников 28 мая сражалось не более четырехсот аргентинцев из 1700, которые в основной массе были новобранцами. Потери же аргентинцев составили 45 человек убитыми и около 90 ранеными. В плен было взято более 1250 человек.Стоит заметить, что более 2 тысяч человек сражались умирали за Дарвин, в котором было всего 4 дома и за Гус Грин, чье население - менее 130 человек - уместилось в ратуши городка. Ход воздушной войны в 26 мая - 28 мая 1982С 26 мая в Южной Атлантике стала портиться погода, что отразилось на интенсивности воздушной войны. Тем не менее, боевые действия продолжались.26 мая пара «Даггеров» отбомбилась сквозь облачность по британскому плацдарму на побережье Сан-Карлоса. Британские самолеты продолжали оказывать поддержку сухопутным войскам. Так, командир 1-й АЭ "Харриеров" Дж.Поук (Harrier GR.3 XZ 989) уничтожил на земле вертолет "Пума".27 мая аргентинская авиация нанесла сильный удар по войскам противника на плацдарме у Сан Карлоса. Британцы потеряли 7 человек убитыми и 26 ранеными. Один аргентинский самолет был поврежден огнем из стрелкового оружия.Наносили авиаудары и британцы. 27 мая "Харриеры" штурмовали Гус Грин, при этом самолет лейтенанта Айвзона был сбит зенитной артиллерией. Вылетевший по его маршруту еще один самолет из 1-й АЭ контакта с катапультировавшимся пилотом установить не смог. Айвзону пришлось трое суток скрываться в районе поселка Парагон Хауз, пока его не подобрал вертолет морской пехоты "Газель". Была попытка в эти дни нанести удар по островам "Вулканами". "Блэк Бак-4"Для участия в "Блэк Бак-4" привлекли "Вулкан" ХМ597. В его бомбоотсеке установили два дополнительных топливных бака, позволивших довести запас горючего до 39920 кг. Самолету предстояло атаковать аргентинский радар Westinghouse AN/TPS-43F, находившийся в горах недалеко от Порт-Стэнли. С помощью его аргентинцы обеспечивали атаки "Супер Этандаров" и "Скайхоков" на британские корабли, а также вели обнаружение воздушных целей. Для выполнения миссии "Вулкан" оснастили двумя противорадиолокационными ракетами (ПРР) AGM-45 Shrike, которые подвесили на подкрыльевые пилоны. Эти ракеты поставлялись Королевским ВВС американцами и должны были использоваться вместо британских Bae AR Martel, применяемых на бомбардировщиках Buccaneer. (Хотя ХМ597 удачно отстрелялся Martel во время испытаний в Великобритании всего за несколько дней до переброски на Вознесение). Бомбардировщик взлетел ранним утром 27 мая. Но через пять часов операцию пришлось прервать, так как у сопровождавшего "Вулкан" заправщика возникла неисправность и передача от него топлива стала невозможной. Действия в воздухе: день 28 мая 1982 Работа авиации с 28 мая определялась обстановкой на сухопутном фронте, где англичане начали активные наступательные действия.Штурмовики «Пукара» в то время уже не базировались на местном аэродроме, перелетев накануне в Порт-Стэнли. Британцы начали штурм на рассвете. В 9.00 генерал Менендес приказал аргентинской авиации поддержать свои наземные части. Вскоре над порядками неприятеля появились самолеты, в т.ч. три IA-58, которые сбросили напалмовые баки по позициям трех 105-мм гаубиц 8-й батареи 29-го артполка командос. Англичане потерь не понесли. Затем еще одна пара штурмовиков нанесла удар по роте «D» 2-го парашютно-десантного батальона. Результат оказался аналогичным предыдущему. После этих налетов британцы заявили, что сбили с помощью ЗУР «Блоупайп» три IA-58 . Однако на самом деле аргентинцам удалось избежать потерь. Например, одна ракета, шедшая за штурмовиком, в последний момент перенацелилась на пущенные НАРы, устремилась за ними и взорвалась в 20 м впереди «Пукары». Взрывной волной самолет едва не бросило в сваливание, но летчик справился с управлением и успешно вернулся на базу. В другом случае пилот вовремя заметил несущийся к его штурмовику «Блоупайп» и заложил резкий вираж. Неконтактный взрыватель ракеты сработал в относительной близости от самолета, и несколько осколков в него попало, однако это не помешало летчику выполнить задачу и вернуться домой.В тот же день аргентинцы одержали единственную воздушную победу. Около 11.00 над полем боя появилась пара IA-58 теньенте Хименеса и Семаро, которые атаковали два вертолета Scout AH.1 из 3-й бригады Королевской морской пехоты, направлявшиеся на передний край для эвакуации раненых. Хименес сбил вражескую «вертушку», а Семаро в лучшем случае свою цель повредил (хотя аргентинцы были уверены, что расправились с обоими «Скаутами»). Затем летчики попали в надвинувшийся туман и потеряли друг друга. Для Хименеса ухудшение видимости имело роковые последствия. Он утратил всякую ориентировку и на полном ходу врезался в гору Блю-Маунтинз. Лишь в сентябре 1986 г. были найдены останки летчика и обломки его машины (А-537). Англичане так описывают это событие: в 11.00 (время местное) вертолет "Скаут" АН.1 лейтенанта Ричарда Манна (Lt. Richard Nunn), бортовое обозначение XT 629, направлялся на передний край для эвакуации раненых, когда его внезапно атаковала пара аргентинских штурмовиков IA-58A Pucara из 3-й авиагруппы (Grupo 3 de Ataque). Самолеты открыли огонь из бортовых пушек и произвели пуск НАР. От первого залпа Нанну удалось уклониться энергичным маневром, однако штурмовики быстро развернулись, и на втором заходе "Скаут" был поражен. Английский летчик погиб, а его наблюдатель (Sgt. A. A. Belcher) получил ранения. Во второй половине дня две «Пукары» вновь атаковали вражеские позиции, сбросив без всякого результата напалмовые баки и выпустив НАРы. В 16.30 одна из них, А-555, была сбита огнем стрелкового оружия 2-го британского парашютного батальона. Пилот теньенте Крусадо катапультировался и попал в плен. Пули англичан продырявили и вторую машину, которая вернулась в Порт-Стэнли с 58 пробоинами вдоль фюзеляжа и 4 - в мотогондолах.Оказать воздушную поддержку аргентинскому гарнизону Гуз-Грина попыталась четверка 6-й ИАГ ("Даггеры"), однако преотвратнейшая погода воспрепятствовала этому.





Hosted by uCoz