UH-1 Huey История создания Успешный опыт применения вертолетов американцами в Корее и французами в Алжире стимулировал рост интереса к данному типу летательных аппаратов у командования армии США.
В мае 1954 г. был объявлен конкурс на создание многоцелевого вертолета, предназначенного для использования непосредственно в зоне боевых действий. Требовались дальность полета не менее 160 км с грузом в 360 кг при крейсерской скорости 160 км/ч; скороподъемность 460 м/мин и практический потолок 1830 м. Особо оговаривалась простота технического обслуживания и эксплуатации в полевых условиях, возможность работы с неподготовленных площадок и перевозки в грузовой кабине двух раненых на носилках. Комплект приборного оборудования должен был обеспечивать пилотирование вертолета в сложных метеоусловиях, днем и ночью, а габариты — его перевозку военно-транспортными самолетами С-130 и С-124.
Всего на конкурс представили 19 проектов. Победителем стала фирма "Белл", разработавшая машину классической одновинтовой схемы с газотурбинным (турбовальным) двигателем. В качестве приза она в июне 1955 г. получила контракт на постройку трех опытных вертолетов ХН-40 и малой серии из шести YH-40 для проведения войсковых испытаний.
Полноразмерный макет был готов в конце ноября 1955 г., а первый полет опытного образца машины 22 октября 1956 г. Интересно, что на предварительном этапе заводских испытаний, завершившемся в январе 1957 г., часть обшивки отсутствовала. Обычно требовалось несколько месяцев для доработки конструкции, однако в случае с ХН-40 "окно" в полетах составило всего две недели — ничего существенного менять не пришлось. Заводские испытания продолжили 14 февраля 1957 г. Почти четыре месяца ушло на подлеты — оценку устойчивости и управляемости машины на режиме висения.
Дальше заводские и военные летчики "обкатывали" вертолет параллельно. Второй опытный образец ХН-40 передали ВВС в апреле 1957 г. Его опробовали на авиабазе Эдварде. По результатам этих испытаний пришлось изменить конструкцию несущего винта — установить стабилизирующие стержни выше лопастей. Как выяснилось, такое размещение способствовало улучшению устойчивости машины.
К этому времени были готовы вертолеты малой серии. Первый YH-40 предназначался для последнего этапа летных испытаний, проводившихся фирмой "Белл". Второй YH-40 сдали ВВС. Опытные летчики проверяли вертолет на соответствие параметрам технического задания. На пятом этапе испытаний подключилась армия, в этих полетах принимала участие третья машина малой серии. Три остальных YH-40 отправили в центр армейской авиации в Форт-Ракере. Там оценивались летно-эксплуатационные характеристики вертолета, а также надежность работы систем и ремонтопригодность.
Для дополнительных испытаний заказали еще девять вертолетов под обозначением HU-1. Фирма сдавала их заказчику с темпом один в месяц, начиная с сентября 1958 г. Первый экземпляр сразу же был отправлен на Аляску для опробования в условиях низких температур. Испытания жарой машина проходила в Аризоне. Второй HU-1 "Белл" использовала для доводки бортового оборудования. Четвертый HU-1 вместе с четвертым YH-40 летал по программе оценки эксплуатационных характеристик в Форт-Ракере. Программа была исключительно напряженной и сжатой: каждый вертолет проводил в небе ежедневно от 10 до 13 ч, а подготовка машин к полетам велась ночью.
В этот же период вертолет переименовали. Название изменилось в связи с общей реформой обозначений летательных аппаратов вооруженных сил США. На вооружение вертолет приняли под обозначением UH-1 "Ирокез", однако за машиной прочно закрепилось прозвище "Хью". Именно так звучало бы сокращение HU, если читать его не по буквам, как принято в английском языке, а как слово. Иногда пользовались еще и именем "Хьюкоптер" (составленным из "Хью" и "геликоптер").
Техническое описание Многоцелевой вертолет Белл UH-1N выполнен по одновинтовой схеме, с хвостовым винтом. Имеет цельнометаллическую конструкцию. Фюзеляж типа полумонокок. Силовой набор его передней части состоит из двух лонжеронов и набора шпангоутов; обшивка несущая. Хвостовая балка отъемная, соединена с фюзеляжем болтами. Концевая балка, выполняющая роль киля, несет рулевой винт и управляемый стабилизатор.
Пилотская кабина имеет большую площадь остекления — сверху, снизу, спереди и сбоку и отдельные откидные двери. Управление вертолетом двойное, но второй комплект — легкосъемный. Грузопассажирская кабина расположена за пилотской. Сиденья внутри складные, что позволяет освободить весь внутренний объем для размещения груза. Большие сдвижные двери обеспечивают легкий доступ в кабину. Предусмотрен калориферный обогрев.
Несущий винт двухлопастный, качающегося типа. Лопасти соединены общим торсионным стержнем. Винт крепится к валу шарниром карданного типа, закрытым сверху колпаком с рым-болтом. Лопасти сотовой конструкции. Вертолеты UH-1N оснащены несущими винтами нескольких типов. На машинах ранних серий применяются стабилизирующие стержни, обеспечивающие гироскопическую стабилизацию. На более поздних машинах установлена гидравлическая система AFCS на основе гироскопов, схожая с используемой на боевом вертолете AH-1W. UH-1N оснащен тормозом несущего винта, который можно включать, когда число оборотов падает до 35 — 40% от номинального.
Хвостовой винт двухлопастный, тянущий.
Шасси лыжного типа, включает две стальных дуги, крепящиеся к лонжеронам фюзеляжа, и алюминиевые полозья.
Для удобства перемещения по аэродрому на полозьях могут устанавливаться небольшие колеса. Под хвостовой балкой размещена дополнительная опора.
Двигатели установлены сверху позади фюзеляжа. Силовая установка включает два ГТД Дженерал Электрик Т400-СР-400/401/402 мощностью по 900 л.с. (671 кВт). Двигатели скомпонованы в единый блок. В большинстве случаев на вертолеты устанавливаются одинаковые двигатели, однако встречаются и варианты, когда на одной машине смонтированы ГТД разных модификаций. Воздухозаборники прикрыты фильтрами. Запуск— электростартером.
Мощность с двигателей передается на трансмиссию посредством комбинированной коробки. При отказе одного ГТД второй может продолжать работу. Трансмиссия включает муфту свободного хода и главный редуктор. Привод хвостового винта — валом через дополнительный редуктор. Блок трансмиссии размещен рядом с двигателями.
Вертолет имеет пять внутренних протектированных топливных баков суммарной емкостью 740 л. Три расположены в задней части фюзеляжа, еще два — под полом грузовой кабины; все они оснащены системой пожаротушения. В задней части грузопассажирской кабины предусмотрена возможность установки двух дополнительных топливных баков емкостью по 568 л. Полная заправка составляет 1874 л.
Для подъема грузов или людей служит лебедка с длиной троса 76 м. Управлять ею можно как из кабины пилотов, так и из грузопассажирской кабины. Вертолет, кроме того, оборудован системой перевозки грузов на внешней подвеске.
Экипаж включает трех человек: двух летчиков и старшего по кабине. В отдельных случаях он может быть доведен до четырех человек. Машина способна перевозить 13 пассажиров или шестерых раненых на носилках.
Электрооборудование включает генератор, аккумулятор, систему внутреннего и наружного освещения. Вертолет оборудован огнетушителями и антиобледенительной системой.
В состав радиоэлектронного оборудования входят радиовысотомер APN-171, ответчик системы "свой-чужой" АРХ-72, приемник радиосистемы ближней навигации ARN-82, радиокомпас ARN-84, приемник тактической навигационной системы TACAN ARN84/105 и две радиостанции, ARC-114 и ARC-159, работающие в FM-диапазоне, а также широкополосная радиостанция ARC-182 КВ-УКВ диапазона.
В ходе недавно проведенной модернизации были установлены устройства CDNU для отображения навигационной информации, связанные с инфракрасной системой обзора передней полусферы NTIS. Датчик последней смонтирован на турели под носовой частью фюзеляжа, на ней же расположен лазерный дальномер. В первую очередь, система предназначена для пилотирования в условиях ограниченной видимости, однако она может быть использована и для поиска целей и выдачи целеуказания ударным самолетам или вертолетам. В очень темные ночи летчики могут пользоваться как системой NTIS, так и очками ночного видения.
Большинство вертолетов оборудовано приемниками спутниковой навигационной системы GPS. В настоящее время машины оснащаются лампами-"полосками" AFC-286, предназначенными для выдерживания места в строю при групповых полетах в темное время суток. Все члены экипажа могут пользоваться очками ночного видения ANVIS-6. Ведется замена очков ANVIS-6 на более совершенные ANVIS-9, имеющие вдвое большее разрешение.
Средства пассивной обороны включают устройства отстрела тепловых ловушек и приемники предупреждения о различных видах облучения: AN/AVR-2, APR-39, APR-44 и AAR-47. Часть вертолетов оборудована станциями постановки активных помех AN/ALQ-144.
Вооружение включает блоки НАР калибра 70 мм и несколько типов пулеметов, в том числе М-240 калибра 7,62 мм (эти пулеметы пришли на смену пулемету М-60), 12,7-мм GAU-16 и 7,62-мм многоствольный GAU-17 "Миниган". Наиболее распространен вариант, когда с одного борта в проеме грузопассажирской кабины ставится пулемет GAU-16, а с другого — GAU-17. Пулеметные установки оборудованы ограничителями, исключающими прострел лопастей несущего винта вертолета.
М.Н.Никольский Вертолет UH-1 «Ирокез»
Тактико-технические характеристики вертолета UH-1 Huey (Iroquois) | Размеры, м: | Диаметр главного винта | 13,41 | Диаметр хвостового винта | 2,59 | Длина фюзеляжа, м | 12.98 | Высота с вращающимся рулевым винтом | 3.84 | Ширина фюзеляжа | 2,94 | Двигатели | |
ГТД Avco Lycoming T5313B | 1 | Мощность максимальная, кВт | 820 | Массы и нагрузки, кг: | |
Масса пустого вертолета, кг | 2300 | Масса максимальная взлетная, кг | 4309 | Летные данные: | |
Максимальная скорость, км/ч | 238 | Крейсерская скорость, км/ч | 204 | Скороподъемность максимальная, м/с | 7,12 | Статический потолок | 3230 | Дальность полета, км | 615 |
По материалам изготовителя: Bell Helicopter Web Site
|