Крылья Балтики. Авиация Балтийского флота Второй мировой войны

СОДЕРЖАНИЕ

Военная литература
Война в воздухе
Война на море
Военные машины
Военная техника и оружие

Крылья Балтики


ПРЕДИСЛОВИЕ

Новые поколения должны быть достойными героических дел своих отцов и матерей, с честью нести вперед переданную ими эстафету.

Л. И. Брежнев

Более трех десятилетий отделяют нас от того дня, когда советский народ и его Вооруженные Силы, руководимые Коммунистической партией, одержали всемирно-историческую победу над фашистской Германией. В ряду крупнейших событий периода Великой Отечественной войны стоит битва за Ленинград и разгром врага на Балтийском морском театре.

Большую роль в оборонительных и наступательных боях играла авиация дважды Краснознаменного Балтийского флота. Морские летчики с невиданным мужеством, стойкостью и героизмом вели боевые действия с первого до последнего дня войны. Однако роль авиации — одного из боевых отрядов Советской Армии — недостаточно полно еще отражена в литературе. Поэтому весьма отрадно, что статьи сборника "Крылья Балтики", написанные непосредственными участниками многих боев и сражений, дают возможность широкому читателю ознакомиться с балтийской авиацией, боевые дела которой вписаны золотыми буквами в общую победу нашего народа в Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской войне и в таком нелегком испытании для Советского государства, как Великая Отечественная война.

Первая статья сборника посвящена созданию, развитию и боевой деятельности авиации Балтики до начала Великой Отечественной войны. В ней автор кратко показывает участие авиаторов в Октябрьской социалистической революции и гражданской войне, становление авиации в период мирного развития страны, участие летчиков в испанских событиях 1937—1938 годов, в конфликтах на Дальнем Востоке и при разгроме бело-финской военщины в 1939— 1940 годах.

Статья подводит читателя к очень тяжелому периоду истории нашего государства, когда сложная международная обстановка и недостаточность времени не позволили устранить недостатки, выявленные боевым опытом в вопросах оснащения боевой техникой, ее использования и тактики действия морской авиации. Поэтому в первый и в начале второго периода Великой Отечественной войны авиаторы Балтики так же, как и в годы гражданской войны, проявляя массовый героизм и беззаветную преданность Родине, были вынуждены вести тяжелые бои на устаревших типах самолетов против превосходящих фашистских войск и авиации. Следующая статья "Боевая деятельность авиации КБФ в Великой Отечественной войне", написанная бывшим командующим авиации флота, Героем Советского Союза, генерал-полковником авиации М. И. Самохиным, раскрывает основные этапы боевой деятельности авиации флота в битве за Ленинград, участие ее в проводимых операциях по освобождению Прибалтийских республик и в окончательном разгроме врага на Балтийском море. Из этой статьи читатель узнает, какие титанические усилия потребовались от всего летно-технического состава, командиров и штабов, органов тыла, ремонта и многих других служб авиации, чтобы за период войны выполнить более 158 тысяч боевых вылетов, в жестоких боях, потопить 590 боевых кораблей и транспортов, в воздушных схватках и на аэродромах уничтожить 2418 самолетов врага!

В статье "Партийно-политическая работа — фундамент победы" рассказывается о всесторонней партийно-политической работе по постоянному идеологическому и морально-боевому воспитанию личного состава авиаторов, которая позволила создать высокий боевой дух — главный залог грядущей победы. В последующих статьях и воспоминаниях, раскрывающих боевую деятельность различных родов авиации, авторы, дополняя друг друга, воссоздают цельную картину ведения неравных, но победных боев на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Обороняя Таллин, Ханко, Моонзундские острова, ведя многочисленные бои с наземным и воздушным врагом на Лужском оборонительном рубеже, балтийские авиаторы отвлекли с Ленинградского направления крупные силы противника, дали выиграть время защитникам города Ленина и выдержать сентябрьский штурм фашистских войск.

Большую помощь авиаторы Балтики оказали в защите ладожской трассы, названной ленинградцами "дорогой жизни", а также в борьбе с вражеской артиллерией, обстреливавшей город, в завоевании господства в воздухе при прорыве блокады в январе 1943 года и в разгроме врага под Ленинградом.

В сборнике уделено много внимания окончательному разгрому врага в Прибалтике, в средней и южной частях Балтийского моря.

Все статьи сборника написаны на основе глубокого изучения архивных материалов и личных воспоминаний участников боев. Вопреки фальсификаторам истории, показывается, что именно на Балтийском морском театре за период войны враг потерял около 50 процентов боевых кораблей и транспортов и большинство из них уничтожено морскими авиаторами. Хочется отметить и еще одну положительную особенность сборника — это волнующее повествование о людях. На большом фактическом материале показана деятельность командования авиации флота, командиров соединений, частей, подразделений и рядовых авиаторов, которые вложили много сил в достижение боевых успехов. В число этих людей входят и сами авторы сборника. Их имена известны читателям по многим выступлениям в газетах и журналах. Они — постоянные участники встреч с воинами, учащимися школ, студентами вузов и трудовыми коллективами различных предприятий. В описаниях событий, своих воспоминаниях они с чувством большого душевного переживания раскрывают отвагу, мужество и героизм своих боевых товарищей и личное участие в выполнении боевых заданий Родины.

Основная цель издаваемого труда — показать роль морской авиации как одной из главных сил флота. Сборник дышит героикой военных будней, идет ли речь об участии авиаторов Балтики в тяжелой битве за Ленинград или уничтожении боевых кораблей и транспортов с живой силой и боевой техникой противника в Финском заливе и Балтийском море при отступлении и полном разгроме врага в последний период войны. Конечно, не все авиаторы Балтики названы здесь, да это и невозможно сделать в одном труде. Нужно надеяться, что о балтийских авиаторах будет написано еще много интересных исторических исследований, мемуаров и очерков, следуя девизу "Никто не забыт, и ничто не забыто". Во исполнение этого девиза и создан сборник "Крылья Балтики", который с интересом будет прочитан не только ветеранами авиации, но и людьми всех возрастов.

В. В. СИДОРОВ
Вице-адмирал,
командующий дважды Краснознаменным Балтийским флотом



Главная  Вертолеты   Публикации   Разное   Каталог   Ссылки  
© 2003-2011 Chinascout & Narod. При использовании материалов сайта активная ссылка на chinascout.narod.ru обязательна
    
Hosted by uCoz