Крылья Балтики. Авиация Балтийского флота Второй мировой войны

СОДЕРЖАНИЕ

Военная литература
Война в воздухе
Война на море
Военные машины
Военная техника и оружие

Крылья Балтики.

В. Ф. ГОЛУБЕВ
СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ АВИАЦИИ КБФ В ПРЕДВОЕННЫЙ ПЕРИОД


Крылья Балтики. В.Ф.Голубев

Герой Советского Союза, генерал-лейтенант авиации в отставке, кандидат военных наук, доцент, бывший командир 4-го гвардейского истребительного авиационного ордена Ушакова полка.

 

Авиацию дважды Краснознаменного Балтийского флота по праву можно назвать ровесницей Великого Октября. Зародившись в количестве пяти гидросамолетов в 1911 году, постепенно набирая силу, она превратилась в необходимое воздушное средство флота. С момента своего появления некоторое время гидроавиация входила в службу связи флота. Но быстрый рост ее состава и боевое применение в Первой мировой войне выдвинуло необходимость превращения морской авиации в самостоятельную силу, подчиненную непосредственно командующему флотом. В конце 1916 года была создана Воздушная дивизия Балтийского моря из 1-й и 2-й воздушных бригад, имевших к этому времени 88 различных боевых самолетов и 45 летчиков[1].

Империалистическая война с полной силой обнажила антинародную сущность капитализма, обострила классовые противоречия. В России назревала социалистическая революция. Одним из ударных отрядов революционного движения в стране стали моряки Балтийского флота, в числе которых в апреле 1917 года насчитывалось до семи тысяч членов РСДРП(б).

Авиационные подразделения были составной частью флота, жили с ним одними политическими устремлениями. Поэтому авиаторы Балтики вместе с революционно настроенными моряками решительно встали на сторону партии большевиков, когда она взяла курс на вооруженное восстание. Авиаторы Балтийского флота вошли во многие отряды матросов, осуществлявших установление Советской власти на местах и подавление контрреволюционных выступлений. Были они и непосредственными участниками октябрьских событий в Петрограде. Так, специально по вызову Военно-революционного комитета туда прибыла группа матросов воздушной станции Або с финской границы для специального дежурства в Смольном — охраны штаба социалистической революции. Выполняли они и другие различные поручения.

С группой своих товарищей участвовал в штурме Зимнего дворца матрос Ораниенбаумской летной школы И. И. Казимиров. Активным участником революционных событий в Петрограде был балтийский матрос И. И. Демушкин — впоследствии комиссар авиации Балтийского флота. Под его руководством группа матросов — учащихся Морской школы высшего пилотажа (Красное Село) в дни Октября, находясь в первых рядах атакующих, участвовала во взятии Балтийского вокзала в Петрограде.

27 апреля 1918 года, согласно приказу начальника Морского Генерального штаба, на базе Балтийской воздушной дивизии было сформировано первое авиационное соединение советской морской авиации — Балтийская особая воздушная бригада в составе трех дивизионов с базированием одного гидродивизиона в Ораниенбауме, второго двухотрядного гидродивизиона в Самаре и третьего истребительного дивизиона в Красном Селе.

Постоянную заботу о комплектовании авиационных отрядов, сбережении авиационной техники и имущества, обучении авиационных кадров проявлял В. И. Ленин. Он высоко оценивал боевые возможности авиации в вооруженной борьбе, несмотря на все ее несовершенство и малочисленность в ту пору.

Примечательна деятельность В. И. Ленина по привлечению авиации к защите Советской страны от интервентов. Летом 1918 года на севере сложилась трудная военная обстановка. Владимир Ильич обратился к заместителю председателя Реввоенсовета республики с запросом, нельзя ли послать самолеты на помощь флоту и береговой обороне в районе Архангельска, куда подошли корабли английской эскадры. Учитывая высокую маневренность авиации, В. И. Ленин в августе 1918 года шлет телеграмму командующему Северным фронтом, в которой требует связаться с Котласом, послать туда летчиков немедленно и организовать защиту Котласа во что бы то ни стало. И, в соответствии с указаниями вождя, из состава балтийской авиации на север был послан воздушный отряд из шести гидросамолетов, который принял непосредственное участие в развернувшихся боях.

Формирование новых авиационных отрядов проходило по мере поступления на вооружение самолетов. Базой формирования являлись дивизионы воздушной бригады, находившиеся под Петроградом. В составе этих отрядов балтийские авиаторы сражались на различных фронтах гражданской войны. Они принимали участие в боях на Волге и Каме, на Северной Двине и на Онежском озере, на Каспийском, Черном и Азовском морях. Участвовали в разгроме Чехословацкого корпуса, поднявшего мятеж против Советской республики, производили воздушную разведку и бомбардировку войск Колчака, Деникина, Врангеля, Юденича.

В составе Волжской военной флотилии эффективно вел боевые действия отряд, ставший затем дивизионом, которым командовал балтийский матрос-летчик С. Э. Столярский. Летчики отряда принимали активное участие в освобождении от белогвардейцев города Казани (август 1918 года), обеспечивали командование флотилии и частей Красной Армии, воевавших против Колчака, разведданными о противнике, осуществляли бомбардировку войск, вели борьбу с минными заграждениями, поставленными колчаковцами на Каме.

История сохранила имена славных балтийских авиаторов, отличившихся в боях на Восточном фронте. Среди них командир дивизиона С. Э. Столярский, летчики С. Г. Козлов, Е. И. Петкевич и другие. В боях против Врангеля отлично воевал балтийский летчик, начальник Черноморско-Азовского воздушного дивизиона С. М. Кочедыков, который неоднократно наносил меткие удары по вражеским войскам.

Яркую страницу в боевую летопись гражданской войны вписали балтийские авиаторы, защищая Петроград. В мае 1919 года на колыбель пролетарской революции двинулись войска генерала Юденича. Их поддерживали контрреволюционные силы Эстонии и Финляндии, эскадра английских кораблей. Для отпора врага были мобилизованы силы Красной Армии, Балтийского флота, авиации и петроградских рабочих. Положение на фронте осложнилось тем, что 13 июня вспыхнул белогвардейский мятеж на фортах "Красная Горка" и "Серая Лошадь". Для поддержки с воздуха частей Красной Армии по отражению наступления войск Юденича и подавлению белогвардейского мятежа было послано 17 авиационных отрядов (в том числе семь морских) в составе 87 самолетов[2].

В итоге совместных боевых действий с суши, моря и воздуха 16 июня мятеж был подавлен. Действия моряков и морских летчиков получили высокую оценку Революционного Военного совета Балтийского флота. Телеграммой на имя комиссара Шлиссельбургской крепости Реввоенсовет выразил благодарность всем морякам и летчикам Красного Балтийского флота, вписавшим славные страницы в историю борьбы пролетариата против мировой контрреволюции. Благодаря их мощному натиску с моря, с суши и с воздуха, форты "Красная Горка" и "Серая Лошадь" 16 июня были вновь заняты революционными войсками. Красное знамя коммунизма опять победно развевалось над этими укреплениями.

В середине 1919 года флотские авиаторы проводили активные действия на море. Только в июле летчики 21 раз атаковали корабли интервентов, сбрасывая на них бомбовый груз и обстреливая из пулеметов. В августе на Карельском перешейке был обнаружен аэродром, на котором базировались английские самолеты. Началась операция по его уничтожению. За несколько дней августа и начало сентября на аэродром было сделано восемь налетов. В двух последних участвовало по 14 гидросамолетов и четыре истребителя. Это были самые крупные налеты морской авиации в период гражданской войны. Морские авиаторы сбросили на аэродром 120 пудов бомб. Пулеметным огнем и бомбами был нанесен существенный ущерб служебным помещениям, оборудованию и самолетам врага. Английские интервенты вынуждены были изменить место базирования своих воздушных сил.

Осенью, когда над Петроградом вновь нависла грозная опасность, на помощь снова пришли морские летчики-балтийцы. Они, проявляя мужество и героизм, производили бомбардировку вражеских объектов в тылу, штурмовали его передовые позиции, движущиеся колонны, осуществляли разведку. Вот отрывки из оперативных сводок штаба флота, характеризующих действия балтийских летчиков в этот период:

"Наши аппараты содействуют наступающим частям, сбрасывая бомбы и стрелы в неприятельские расположения. Воздухоразведка обнаружила в Копорском заливе, в районе пристани Пения, 4 судна и 2 катера" (сводка к 14 часам 19 октября).

"Наши аэропланы в продолжение дня произвели 8 налетов, в которых участвовало 19 аппаратов, причем сбрасывали бомбы и стрелы на неприятельские части в районе Лигово-Стрельна и обстреливали противника пулеметным огнем, снижаясь до 100 и даже 50 сажен" (сводка к 20 часам 19 октября). В этот день, как сообщала газета "Красный Балтийский флот", "...быстрое донесение (морской авиации) о движении противника дало возможность своевременно парализовать наступление белых и в некоторых местах даже окружить их части".

В - конце ноября — декабря 1919 года остатки армии Юденича были разбиты и окончательно изгнаны с советской территории. Моряки и летчики Балтийского флота сыграли важную роль в защите Петрограда. Морская авиация Балтики, верная революции, всеми силами способствовала успехам флота и армии.

В боях за революционный Петроград высокое воинское мастерство, отвагу и самоотверженность проявили морские летчики В. Ф. Еремин, Б. Ф. Копытковский, И. И. Клементьев, А. А. Степанов, А. И. Орлов, И. Ф. Мельцер, Г. Г. Карцев, М. А. Коровкин, авиамеханики А. П. Русаков, М. М. Большаков, А. В. Соколов, И. Н. Евтушенко и другие. Все они были представлены к наградам. Особым геройством и храбростью отличались морские летчики истребительных отрядов С. В. Гришфельда, Е. В. Кузнецова, В. В. Петрова, Н. И. Леонтьева и Я. С. Конопова.

Многие авиаторы отдали жизнь за революцию. Среди них морские летчики Алексей Кубышкин и Борис Пилиповский, воздухоплаватель Виктор Конокотин. Выполняя боевую задачу, 24 октября 1919 года геройски погибли коммунисты летчик Карл Техтель (финский писатель и журналист, решительно ставший на сторону революционного пролетариата) и механик самолета Александр Бахвалов. Они сбросили весь запас бомб на противника и расстреляли все патроны. Но самолет был подбит и сделал вынужденную посадку в тылу врага. Оба балтийца были захвачены в плен. После того как они отвергли все предложения перейти на службу к белогвардейцам, авиаторов подвергли страшным пыткам. Их били шомполами, обоим выкололи глаза. Истерзанные, но непокорившиеся, они были расстреляны белогвардейцами у деревни Систа-Палкино. На следующий день этот район был освобожден нашими войсками. Героев с почестями похоронили на ораниенбаумском кладбище.

За время боев под Петроградом летчики воздушной бригады Балтийского флота налетали 370 боевых часов, совершили 189 разведывательных полетов в тыл врага и Финский залив на поиск кораблей интервентов, нанесли 40 ударов по объектам противника, сбросив 460 пудов бомб, около 9000 стрел и восемь пудов агитационной литературы. Кроме того, на отражение налетов самолетов противника было совершено 59 вылетов, из них 46 завершились контратаками на врага[3].

За выдающиеся заслуги в борьбе с белогвардейцами и интервентами 1-й дивизион морской авиации был награжден почетным Красным знаменем Реввоенсовета Балтийского флота. Это была первая авиационная часть, получившая такую высокую награду. Вышитая на знамени золотыми буквами надпись содержала высокую оценку деятельности дивизиона, признание заслуг авиаторов Балтики перед революцией, социалистической Родиной. С одной стороны знамени было написано: "Орел глубин небесных—Советов верный страж", а с другой—"За боевые подвиги от Реввоен-совбалта".

В годы гражданской войны балтийские летчики самоотверженно сражались за Советскую власть почти на всех фронтах, где решалась судьба молодого Советского государства. Летая на устаревших, изношенных самолетах, не имея в достатке горючего и боеприпасов, зачастую голодные, но сильные своей верой в торжество идеалов коммунизма, они наносили чувствительные удары по гораздо более оснащенному и обученному противнику.

По окончании гражданской войны авиационные части Балтики были переформированы в 1-й, 2-й разведывательные и 1-й истребительный отряды. А с 1924 года с началом планового развития Военно-Воздушных Сил Красной Армии начала вновь развиваться и морская авиация. Интересы защиты Родины потребовали создания сильного воздушного флота и четкого его разделения на боевые силы: сухопутную авиацию, морскую авиацию и воздухоплавание. Сухопутная авиация стала делиться на стратегическую и корпусную, морская — на разведывательную, истребительную, тяжелую (бомбардировочную) и корабельную[4].

На Балтийском море были образованы военно-воздушные силы (ВВС) в составе одной авиационной бригады и трех отдельных эскадрилий.

Отсутствие отечественных самолетов в этот период вынуждало иметь на вооружении морской авиации самолеты иностранных типов. Замена их отечественными началась только с успешным выполнением народнохозяйственных планов, 1-й и особенно 2-й пятилеток. На смену иностранным самолетам "Фоккер Д-XI", "Мартинсайд", "Балилла", "Дорнье-Валь" и "Совойя-16" пришли самолеты конструкций Д. П. Григоровича, Н. П. Поликарпова, А. Н. Туполева и Г. М. Бериева: МР-1, И-2, Р-3, РОМ-1, И-3, Р-5, И-5, Ми-3, Р-6, ТБ-3, РОМ-2, МДР-2, МБР-2 и другие. Самолетный парк отечественных конструкций быстро рос и к 1932—1933 годам вытеснил полностью иностранную технику.

К этому времени значительно возрос и состав балтийской авиации. Он был доведен до двух авиационных бригад и нескольких отдельных эскадрилий, имеющих свои органы тыла, ремонта и подразделения обслуживания. Создавалась расширенная аэродромная сеть, позволявшая летать в любое время года.

Морская тяжелая авиация объединилась в отдельные воздушные бригады, создавались отдельные морские дальнеразведывательные эскадрильи. Отряды и звенья корабельной авиации включались в состав корабельных соединений. 9 июля 1933 года Реввоенсовет СССР издал постановление "О минно-торпедном вооружении Военно-Воздушных Сил РККА" и тем самым ускорил внедрение низкого и высотного торпедометания и минометания в практику боевого применения флота и авиации[5]. Это постановление завершило окончательное определение родов морской авиации. В ее составе теперь была разведывательная авиация на гидросамолетах, истребительная, бомбардировочная на гидросамолетах (и частично на колесных самолетах) и минно-торпедная, самолеты которой из-за малочисленности входили в боевой состав бомбардировочных частей.

Боевая подготовка авиационных частей Балтики была нацелена на освоение вновь поступающих самолетов, вооружения и технического оборудования отечественного производства, совершенствование летного мастерства, отработку ближних и дальних полетов в открытом море, бомбометания и торпедометания по маневрирующим кораблям, прикрытия истребителями различных береговых объектов флота и кораблей в открытом море.

Много героических дел совершили авиаторы Балтики в период становления воздушных сил Военно-Морского Флота и освоения новой техники. За успехи в боевой и политической подготовке в 1931 году 46-й отдельный истребительный отряд, созданный еще в августе 1918 года, был награжден Красным знаменем ЦИК СССР. Принимая в торжественной обстановке знамя, командир отряда Д. И. Манжосов в ответной речи сказал: "Это знамя твердой рукой будет пронесено в грядущей схватке с врагом нашей Родины, и оно всегда будет гордо реять и звать к новым победам личный состав отряда".

В 1935 году отряд был преобразован в 3-ю отдельную истребительную авиаэскадрилью (командир А. В. Долгов). В ней прошли летную службу и закалились десятки летчиков-истребителей.

Летом 1937 года 3-я авиаэскадрилья провожала лучших летчиков; В. М. Преснухина, Б. А. Тахтарова, Н. М. Никитина, А. И. Белова, А. Г. Шубикова, A. А. Денисова, А. К. Свиридова, В. В; Багрова и B. С. Трошкина — добровольцами в Испанию биться с германо-итальянскими фашистскими силами за независимость испанской республики.

Оправдались слова, сказанные Д. И. Манжосовым при вручении Красного знамени 46-му отряду. В Испании наши летчики на новых тогда самолетах И-16 доблестно сражались с самолетами противника Ме-109, Ю-86, "Капрони" и "Фиат". В жестоких боях балтийцы выявили хорошие боевые свойства своих самолетов, узнали тактику воздушного противника и особенности его техники, одержали ряд блестящих побед.

В апреле 1938 года 3-я авиаэскадрилья была преобразована в 13-й истребительный авиаполк четырех-эскадрильного состава. Этот полк на Балтике стал основной базой по подготовке летных руководящих кадров для вновь формируемых истребительных частей ВВС флота.

Как уже говорилось, родоначальником бомбардировочной авиации флота явился 1-й дивизион воздушной бригады, сыгравший большую роль в использовании гидроавиации в качестве дневных и даже ночных бомбардировщиков. Коренная перестройка организации частей и вооружения бомбардировочной авиации флота в годы мирного строительства создала условия к тому, что со второй половины 30-х годов наряду с гидросамолетами стали успешно использоваться в морской авиации колесные самолеты Р-5, Р-10, ТБ-1, ТБ-3, СБ и ДБ-3.

В боевой подготовке бомбардировочной авиации большое внимание уделялось полетам на больших высотах в открытом море, в сложных метеоусловиях, днем и ночью, на отработку слетанности, а также бомбометания по подвижным целям. В 1936—1938 годах в боях в Испании и у озера Хасан бомбардировочная авиация получила некоторый опыт, который стал внедряться в практику боевой подготовки летных экипажей.

В конце 1936 года в составе военно-воздушных сил флота начала оформляться как новый самостоятельный род морской авиации минно-торпедная авиация. Тогда была сформирована 27-я отдельная минно-торпедная авиаэскадрилья с базированием на полевом аэродроме Беззаботное. На ее вооружение были приняты самолеты типа У-2, Р-5 и Р-6, не приспособленные для применения торпед и мин. Только в конце 1937 года начали поступать самолеты ДБ-3. За короткое время большинство летного состава сумело освоить современный по тому времени самолет. Были подготовлены условия для формирования на базе 27-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка (МТАП). Полк приступил к освоению низкого и высотного торпедометания на самолете ДБ-3. К осени 1939 года 1-й МТАП представлял вполне сложившуюся боевую часть авиации Балтийского флота.

1939 год явился годом значительного увеличения боевого состава авиации. Это было вызвано сложной международной обстановкой и расширением оперативной зоны Балтийского флота — выходом его на территорию Прибалтийских республик — Эстонии, Латвии, Литвы.

В этот напряженный период была сформирована 10-я авиационная бригада (командир комбриг Н. Т. Пе-трухин, военком полковой комиссар Р. И. Эренпрайс). В период своего становления она с 8 по 12 декабря 1939 года перебазировалась на аэродромы Эстонии и Латвии, приняла участие в боевых действиях с белофиннами, продолжая в это же время пополняться новыми подразделениями с других флотов.

Боевая подготовка, проходившая в 1938—1939 годах, освоение опыта боевых действий в Испании и в военных конфликтах на Дальнем Востоке позволили всем родам авиации флота успешно решать задачи в вооруженном конфликте с Финляндией в 1939—

1940 годах. Авиацией Балтийского флота в то время командовал комбриг В. В. Ермаченков, военным комиссаром был бригадный комиссар Л. Н. Пурник, начальником штаба — полковник П. П. Квадэ. К началу боевых действий ВВС КБФ имели 469 боевых самолетов[6].

Финские самолеты качественно не уступали нашим, частично это были иностранные новейших типов — "Су-пермарин-Спитфайр", "Хаукер-Харрикейн" и другие. Но развернувшиеся боевые действия авиации флота и авиации Ленинградского округа создали абсолютное превосходство в воздухе над авиацией финнов. Летчики-балтийцы проявляли массовый героизм, мужество и волю к победе в каждом боевом задании. Так, 30 ноября (в первый же день войны) летчики 3-й авиаэскадрильи 1-го МТАП под командованием капитана Н. А. Токарева нанесли эффективный удар по военно-промышленным объектам Хельсинки. Это заставило финское правительство спешно эвакуироваться в Васу.

Высоких боевых результатов при нанесении ударов по войскам и береговым батареям врага достигали летчики 57-го бомбардировочного авиаполка (командир майор Е. Н. Преображенский, военком батальонный комиссар А. С. Мирошниченко).

Отважно дрались с врагом летчики-истребители 12-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (командир майор А. А. Денисов, военком батальонный комиссар Н. М. Косоруков) и 13-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (командир капитан Г. П. Губанов, военком батальонный комиссар И. И. Волосевич). Они нанесли десятки бомбоштурмовых ударов по наземным объектам, провели много успешных воздушных боев и надежно прикрывали наши войска на линии фронта. Так, на рассвете 7 января 1940 года 12-я ОИАЭ тремя отрядами нанесла удар по финскому аэродрому Утти. В результате были подожжены ангары, разрушены служебные постройки, взорвано бензохранилище.

Мужественно и умело вели боевые действия летчики 13-го истребительного авиационного полка (командир майор И. Г. Романенко, военком батальонный комиссар 3. Ф. Лазарев). Везде и в любую погоду успешно вел разведку 15-й разведывательный авиаполк (командир полковник Д. Ф. Бартновский, военком батальонный комиссар Н. Г. Сафонов). Отличились и другие части авиации флота.

Выдающийся подвиг совершил участник боев на Халхин-Голе летчик-истребитель 13-го ИАП старший лейтенант И. Д. Борисов. 25 декабря при штурме зенитных батарей в районе Ханко его самолет был подбит. Преданный сын Родины направил пылающую машину на батарею противника и уничтожил ее.

Образец взаимовыручки в бою проявил старший лейтенант А. А. Губрий. Он разыскал и спас обожженных и раненных членов экипажа бомбардировщика Г. С. Пинчука, совершивших вынужденную посадку на льду Финского залива в расположении противника.

Особой любовью и авторитетом у летного состава пользовался военком 13-й ОИАЭ И. И. Волосевич. Он выполнил 69 боевых вылетов, много раз водил в бой своих питомцев и всегда выходил победителем.

В марте 1940 года белофинская военщина была разгромлена. За образцовое выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР 12-я, 13-я отдельные эскадрильи и 3-я эскадрилья 1-го МТАП авиации флота были награждены орденом Красного Знамени. 14 отважных воздушных бойцов Балтики были удостоены звания Героя Советского Союза: И. Д. Борисов, И. И. Волосевич, Г. П. Губанов, А. А. Губрий, А. А. Денисов, П. В. Кондратьев, А. И. Крохалев, А. И. Нефедов, Ф. Н. Радус, В. И. Раков, И. Г. Романенко, В. М. Савченко, Н. А. Токарев, С. М. Шувалов, а также три авиатора других флотов, принимавших участие в боях: А. И. Белогуров, Г. С. Пинчук, В. М. Харламов. Многие из летчиков были награждены боевыми орденами.

За период боевых действий балтийские летчики произвели 16 663 боевых вылета, сбросили на объекты врага 2600 тонн авиабомб. В воздушных боях и на аэродромах противника уничтожили 65 самолетов, потопили и повредили 37 транспортов и кораблей, подавили огонь многих батарей и уничтожили большое количество живой силы и боевой техники врага[7].

Опыт боевых действий того периода вместе с положительным выявил и недостатки в организации взаимодействия между родами авиации и кораблями флота. Определенные пробелы проявились в боевой подготовленности значительной части летного состава, . в оперативном использовании и тактике действия групп авиации, в техническом оснащении авиационных частей, состоянии самолетного парка и особенно в организации управления самолетами в воздухе. К сожалению, далеко не все выявленные недостатки и недочеты удалось ликвидировать дальнейшей напряженной боевой подготовкой в те короткие сроки, которые отпущены были историей перед великим испытанием советского народа, начавшимся 22 июня 1941 года.



[1] "Морской сборник", 1938, № 4, с. 59.

[2] История Военно-Воздушных Сил Советской Армии. М., Воениздат, 1954, с. 184.

[3] ЦГА ВМФ, ф. Р—1, оп. 3, д. 767, л. 42; ф. Р—l, оп. 2, д. 74, л. 14; ф. Р—61, оп. 3, д. 313, лл. 2—6; ф. Р—67, оп. 1, д, 13, л. 184.

[4] ЦГАСА, ф. 29, оп. 46, д. 47, л. 86.

[5] ЦГА ВМФ, ф. Р—1483, оп. 1, д. 180, лл. 68—70.

[6] Иванов П. Н. Крылья над морем. М, Воениздат, 1973, с. 65.

[7] ЦВМА, ф. 1877, оп. 1, д. 149, лл. 114, 115.



Купить передвижную туру вышку УЛТ на www.molgao.su
Главная  Вертолеты   Публикации   Разное   Каталог   Ссылки  
© 2003-2011 Chinascout & Narod. При использовании материалов сайта активная ссылка на chinascout.narod.ru обязательна
    
Hosted by uCoz