Крылья Балтики. Авиация Балтийского флота Второй мировой войны

СОДЕРЖАНИЕ

Военная литература
Война в воздухе
Война на море
Военные машины
Военная техника и оружие

Крылья Балтики.

М.И.Самохин
БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАЦИИ КБФ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


Крылья Балтики. В.Ф.Голубев

Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации в отставке, бывший командующий ВВС КБФ

К началу Великой Отечественной войны в составе военно-воздушных сил Краснознаменного Балтийского флота имелись три авиационные бригады (8-я бомбардировочная, 10-я смешанная и 61-я истребительная), два отдельных авиационных полка и семь отдельных эскадрилий. Всего насчитывалось 707 самолетов, в том числе 188 торпедоносцев и бомбардировщиков, 368 истребителей и 151 гидросамолет-разведчик[1]. Личный состав имел хорошую летную подготовку. Свыше 50 процентов экипажей имели летный стаж более двух лет. Около 50 процентов летчиков ударной авиации и более 60 процентов летчиков разведывательной авиации были подготовлены к действиям ночью[2].

Формирование авиационных частей флота определялось главным образом наличием подготовленных к этому времени аэродромов. На западных аэродромах Эстонии и Латвии, где только развертывалось строительство аэродромной сети, базировалось 155 самолетов. Основной состав авиации флота вынужден был дислоцироваться в районе Ленинграда и Нарвы, то есть на значительном удалении от районов боевых действий. Разбросанность авиации флота от Либавы до Новой Ладоги затрудняла управление и не позволяла массированное ее использование на решающем направлении.

Однако внезапное вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину не застало авиацию Краснознаменного Балтийского флота врасплох. Учитывая складывающуюся на западных границах обстановку уже 19 июня 1941 года народный комиссар ВМФ по Краснознаменному Балтийскому флоту объявил готовность номер два[3], а в 23 часа 37 минут 21 июня — готовность номер один[4].

В планах войны против СССР немецко-фашистское командование особое место уделяло захвату Ленинграда. Оно учитывало огромное экономическое и политическое значение этого крупнейшего промышленного и культурного центра страны.

Молниеносный разгром советских войск в Прибалтике и взятие Ленинграда наряду с разгромом наших войск в Белоруссии гитлеровское командование считало решающим условием наступления на Москву.

В ходе первых двух периодов войны основным противником Балтийского флота оказались не морские силы Германии, к борьбе с которыми готовились наш флот и авиация, а войска и авиация, рвавшиеся к нашим военно-морским базам с сухопутных направлений. Естественно, это отразилось на задачах, которые пришлось решать авиации Краснознаменного Балтийского флота на протяжении почти всей Великой Отечественной войны.

Главное содержание боевой деятельности авиации Краснознаменного Балтийского флота в Великую Отечественную войну составляла битва за Ленинград. Но героическую оборону Ленинграда нельзя рассматривать изолированно от общего хода предшествующих ей боевых действий в Прибалтике. Оборонительные сражения в Прибалтике, упорная оборона Либавы, Таллина, Ханко, Моонзундских островов во многом способствовали созданию условий в подготовке к непосредственной обороне Ленинграда. Они сорвали фашистский план быстротечного ведения боевых действий на Северо-Западном направлении. Захватить советские военно-морские базы наземными войсками оказалось не так легко, как предполагали гитлеровцы. В конечном счете это явилось одной из причин того, что войска группы армий «Север» и финские войска не смогли захватить Ленинград и уничтожить флот.

В первые дни войны авиация КБФ вела боевые действия на море, решая широкий круг задач: обеспечивала боевую деятельность кораблей, наносила удары по морскому противнику, прикрывала с воздуха базирование основных сил флота, проводила минные постановки в портах и на коммуникациях, вела воздушную разведку в море, в портах и базах.

Однако сложившаяся в первых числах июля тяжелая и сложная обстановка на Новгородском, Ленинградском и Таллинском направлениях потребовала переключить боевую деятельность авиации флота на сухопутный фронт за счет ограничения до минимума ее действий на море. С этого периода поддержка войск, обороняющихся на дальних подступах к Ленинграду, стала главной задачей авиации КБФ. На ее выполнение были направлены большая часть бомбардировочной и минно-торпедной авиации, около половины истребителей, разведчиков и все поступающие в ВВС флота штурмовики Ил-2 (Ил-2 начали поступать в начале июля). Остальные силы авиации флота выполняли особые оперативные задачи: обеспечение боевой деятельности кораблей флота в районе Моонзундского архипелага и военно-морской базы Ханко, прикрытие с воздуха главной военно-морской базы и города Таллин, нанесение бомбардировочных ударов по Бер лину и ведение воздушной тактической и оперативной разведки на морских направлениях. Позднее по мере выполнения своих задач и эта часть авиации вступила в бои по защите Ленинграда.



[1] Авиация и космонавтика СССР. М., Военное изд-во Министерства обороны СССР, 1968, с. 267.

[2] Там же, с. 268.

[3] Отд. ЦВМА, ф. 2, д. 12431, л. 354.

[4] Там же, л. 489.




Главная  Вертолеты   Публикации   Разное   Каталог   Ссылки  
© 2003-2011 Chinascout & Narod. При использовании материалов сайта активная ссылка на chinascout.narod.ru обязательна
    
Hosted by uCoz