Крылья Балтики. Авиация Балтийского флота Второй мировой войны

СОДЕРЖАНИЕ

Военная литература
Война в воздухе
Война на море
Военные машины
Военная техника и оружие

Крылья Балтики.

М.И.Самохин
БОЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АВИАЦИИ КБФ В ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ


НА ДАЛЬНИХ И БЛИЖНИХ ПОДСТУПАХ К ЛЕНИНГРАДУ

В июньские дни 1941 года под ударами превосходящих сил противника войска 8-й и 11-й армий Северо-Западного фронта вынуждены были отступить на рубеж реки Западная Двина, где предполагалось организовать оборону и не допустить дальнейшего продвижения врага в глубь страны. Для этого были привлечены и военно-воздушные силы флота.

С утра 30 июня 1941 года вся бомбардировочная и минно-торпедная авиация флота в районе Двинска начала наносить удары по танкам и моторизованным войскам противника, стремящимся прорвать оборонительный рубеж на реке Западная Двина.

Минно-торпедная и бомбардировочная авиация КБФ в это время базировалась на аэродромах в районе Ленинграда и Пернова, на удалении 500 километров от района боевых действий. Примерно на таком же удалении находилась и истребительная авиация, которая из-за ограниченности радиуса действия не могла сопровождать торпедоносцы и бомбардировщики. Ударной авиации, пришлось действовать без истребительного прикрытия.

Плохие метеоусловия в эти дни вынуждали удары по колоннам танков и живой силе врага наносить с высоты 500—1000 метров. Поэтому самолеты подвергались сильному обстрелу зенитными средствами и атакам вражеских истребителей. И все-таки торпедоносцы и бомбардировщики смело преодолевали зенитный огонь и вступали в неравный бой с истребителями противника. Экипажи их проявляли исключительный героизм и мужество. Одним из примеров тому является подвиг экипажа младшего лейтенанта П. С. Игашева. Когда в воздушном бою его самолет был подожжен, Игашев своим горящим бомбардировщиком таранил вражеский истребитель и ринулся на неприятельскую танковую колонну. Комсомолец Петр Игашев и члены экипажа штурман Д. Г. Парфенов, стрелок-радист А. М. Хохлачев и воздушный стрелок В. Л. Новиков погибли, совершив этот беспримерный, первый в истории авиации таран воздушной и наземной цели в одном полете на бомбардировщике.

Герой Советского Союза военный летчик А.К.Антоненко Герой Советского Союза военный летчик И.И.Борзов

От ударов авиации флота в районе Двинска противник потерял большое количество танков, автомашин и живой силы. И хотя он продолжал теснить наши войска и продвигаться на восток и северо-восток (в середине июля его войска подошли к Лужскому оборонительному рубежу), на всем пути продвижения противника морская авиация во взаимодействии с ВВС фронта уничтожала его войска в местах их сосредоточения, особенно на дорогах. На основные группировки войск наносились по четыре-пять ударов в сутки, отдельные танковые и механизированные колонны врага подвергались ударам десятки раз.

Несмотря на сильное прикрытие зенитными средствами и истребительной авиацией, враг нес большие потери. Так, 10 июля в донесении в Берлин командование группы «Север» отмечало, что «...1-я танковая дивизия, подвергшаяся многочисленным налетам авиации, понесла большие потери в технике и живой силе».

Во второй половине июля 1941 года авиация флота начала использовать штурмовики Ил-2. Первую эскадрилью, сформированную из летчиков-истребителей возглавил прославленный пилот капитан Кузьма Николаевич Барабанов. Появление новых типов самолетов на Лужском, а позже на Таллинском направлениях для фашистских войск было неожиданным. Боевые действия Ил-2 оказались исключительно эффективными, а огонь зенитных средств — малодейственным. Поэтому немецкие солдаты прозвали наши штурмовики «черной смертью».

Особенно чувствительные удары наша авиация наносила по моторизованным войскам противника в районе Луги, у озера Самро, населенных пунктов Осьмино, Поречье и непосредственно у Лужского оборонительного рубежа, помогая нашим войскам изматывать и ослаблять немецкие войска на дальних подступах к Ленинграду.

К началу августа оказались в исключительно тяжелом положении войска 8-й армии в Эстонии. Обстановка еще более усложнилась тем, что 7 августа враг в районе мыса Кунда вышел на побережье Финского залива и расчленил 8-ю армию на две части. 11-й стрелковый ее корпус отходил к Нарве, а 10-и стрелковый корпус занял оборону на Таллинском направлении.

Подтянув значительные силы, 19 августа противник начал наступление на Таллин. В те памятные дни летчики 10-й смешанной авиабригады, действуя исключительно в интересах войск, оборонявших подступы к Таллину, вели боевую работу с большим напряжением. Личный состав 13-го истребительного (командир полковник И. Г. Романенко) и 71-го истребительного полков (командир подполковник А. В. Коронец), а также 73-го бомбардировочного авиаполка (командир полковник А. И. Крохалев) днем и ночью громил колонны противника, оказывая самую действенную помощь нашим наземным войскам. Летчики порой не вылезали из кабин боевых машин, делая в день по шесть-восемь вылетов на прикрытие войск, штурмовку и бомбардировку колонн противника. Особенно большая боевая нагрузка легла на летчиков 13-го ИАП, летавших на самолетах И-16. Они использовались для ударов по войскам и отражения воздушного противника, атаковавшего наши войска, город Таллин и корабли флота.

Блистательной страницей в историю балтийской авиации вошли события, связанные с боями за оборону островов Моонзундского архипелага и военно-морскую базу флота на Ханко. Немецкое командование для захвата архипелага бросило многотысячную армию, усиленную артиллерией, авиацией, силами флота и воздушно-десантными частями, предназначенными для штурма Ленинграда.

Балтийским летчикам, как и наземным войскам, пришлось с начала обороны островов Моонзундского архипелага бороться с численно превосходящим противником. Значительно поредел состав нашей авиационной группы. Тем не менее летчики всех родов авиации противопоставляли численному превосходству врага свое мастерство и отвагу. Победа на островах врагу досталась дорогой ценой. За время боев фашисты потеряли убитыми около 25 тысяч солдат и офицеров, много военной техники, десятки катеров, десантных барж, мотоботов. Немалые потери были в составах боевых кораблей и транспортных судов. Финские морские силы поплатились гибелью броненосца[1].

Во второй половине августа начались упорные оборонительные боевые действия наших войск и сил флота на юго-западном и южном направлениях под Ленинградом. Особенно тяжелое положение создалось в сентябре. Противник, преодолев нашу оборону, прорвался к южному берегу Ладожского озера и 8 сентября захватом Шлиссельбурга блокировал Ленинград. Затем, перегруппировав свои силы, начал штурм наших Красногвардейского и Слуцко-Колпинского укрепленных районов, где держали оборону 42-я и 55-я армии.

Оборонительные бои на этих позициях начались 9 сентября и продолжались до конца месяца, то есть до стабилизации фронта под Ленинградом. В эти тревожные дни руководитель ленинградских большевиков, член Военного совета Ленинградского фронта А. А. Жданов, выступая на собрании партийного актива, говорил: «Враг у ворот. Вопрос стоит о жизни и смерти. Либо рабочий класс будет превращен в рабов и лучший его цвет будет истреблен, либо соберем все в кулак и ответим двойным ударом, устроим фашисту могилу под Ленинградом. Все зависит от нас. Будем крепкими, организованными, сильными, и победа будет за нами»[2].

В этой обстановке требовалось мобилизовать все силы авиации, которой располагал фронт и Балтийский флот. Враг рвался к городу, не считаясь с потерями на земле и в воздухе. Его авиация, обладая значительным превосходством, приблизила свое базирование к району боев и вела массированные удары по нашим войскам, городу и кораблям флота.

Непрерывное участие авиации Балтики в боях на дальних и ближних подступах к героическому Ленинграду привело к большому снижению ее общей численности[3]. Однако несмотря на значительные потери, трудности с базированием, тыловым и авиационно-техническим обеспечением в блокированном районе, командование авиации флота, командиры бригад и авиаполков, штабы и политорганы всех степеней под руководством начальника штаба ВВС флота полковника Д. И. Суркова и опытного политработника бригадного комиссара Л. Н. Пурника сумели обеспечить использование поредевших сил с наивысшим напряжением.

Проявляя беспримерное мужество и массовый героизм, морские авиаторы днем и ночью вместе с авиацией фронта продолжали наносить сильные удары по противнику на линии фронта, по подходящим войскам и резервам в ближайшем тылу врага, по аэродромам. Истребительная авиация одновременно с нанесением ударов по войскам вела жестокие воздушные бои с превосходящим числом вражеских самолетов в воздухе при отражении налетов на Ленинград, Кронштадт и на наши войска.

Отражая сентябрьский штурм врага на Ленинград, балтийские летчики совершили 4435 боевых вылетов 8. Этот тяжелейший период боев за Ленинград увенчался успехом наших обороняющихся войск. С 25 сентября противник вынужден был перейти к обороне захваченных позиций, а с 29 сентября его авиация прекратила дневные налеты на советские войска и флот, отваживаясь только на авиационные удары ночью. Но массированный обстрел города вражеской артиллерией все усиливался.

Когда фашистскому командованию стало ясно, что и блокированный Ленинград штурмом с фронта не взять, оно перенесло свои боевые усилия восточнее Ленинграда. Сосредоточив крупные силы войск и авиации, противник в октябре начал наступление на Кириши, Будогощь и Тихвин, рассчитывая соединиться с войсками финнов на реке Свирь и замкнуть второе кольцо блокады Ленинграда. На этом направлении, как и в сентябре под Ленинградом, также создалась тяжелая обстановка. Врагу удалось захватить Кириши, Будогощь и Тихвин, он вплотную подошел к Волховстрою.

Войска 54-й и 4-й армий Волховского фронта нуждались в срочной авиационной поддержке. От авиации флота на помощь нашим войскам были направлены части 8-й бомбардировочной и 61-й истребительной авиабригад. Количественно это было немногим более 100 самолетов. Но по тому времени и в тех условиях это была серьезная сила для поддержки войск с воздуха.

Высокая боевая активность и летное мастерство экипажей обеспечили выполнение поставленных задач. Летчики 8-й авиабригады, действуя днем и ночью, несмотря на сложные метеоусловия, при высоте облачности 100—200 метров непрерывно наносили удары по войскам врага на дорогах Будогощь-Тихвин. Большое напряжение выпало на долю летчиков-истребителей 13-го и 5-го авиаполков 61-й авиабригады. Помимо сопровождения Илов и бомбардировщиков, они часто штумовали вражеские позиции на поле боя помогая 4-й и 54-й армиям задержать противника а потом и отбРосить его. В декабре 1941 года, перейдя в решительное наступление, наши войска разгромили тихвинскую группировку противника и ликвидировали угрозу сомкнуть кольцо блокады Ленинграда. В этой операции значительное место принадлежит авиации флота. За ее успешные действия в приказе командующего Волховским фронтом летчикам-балтийцам была объявлена благодарность. Многие получили правительственные награды, а отважным штурмовикам Н. В. Челнокову, Н. Г. Степаняну, А. А. Карасеву и А. С. Потапову присвоено высокое звание Героя Советского Союза.

Д.Ф.Бартновский Герой Советского Союза военный летчик П.А.Бринько

Боевые действия авиации флота в первые месяцы воины показали, что в жестоких воздушных боях, развернувшихся под Ленинградом, Таллином и в районе Ладожского озера, балтийцы-авиаторы выполнили все поставленные задачи, проявив массовый героизм и самоотверженность. В неравных боях они дрались до последнего патрона, а израсходовав боезапас, неоднократно шли на таран. Так, 18 июля лейтенант В. А. Михалев таранил «Хейнкель-126», 19 июля старший лейтенант М. И. Багрянцев — Ю-88, а 22 июля старший лейтенант Д. И. Зосимов — Ю-88. Это были первые тараны, совершенные истребителями КБФ в начале войны.

В боях над полуостровом Ханко родилась боевая слава летчиков-истребителей Алексея Антоненко и Петра Бринько. Они первыми 25 июня открыли боевой счет сбитых «юнкерсов», а за полтора месяца войны сбили 25 вражеских самолетов и первыми на Балтике стали Героями Советского Союза.



[1] Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой. Калининград. Кн. изд-во, 1972, с. 276.

[2] Павлов Д. В. Ленинград в блокаде. М, «Советская Россия», 1969, с. 161.

[3] Трибуц В. Ф. Балтийцы вступают в бой, с. 178.




Главная  Вертолеты   Публикации   Разное   Каталог   Ссылки  
© 2003-2011 Chinascout & Narod. При использовании материалов сайта активная ссылка на chinascout.narod.ru обязательна
    
Hosted by uCoz