|
Ракетный ускоритель В сентябре 1952 г. в базировавшейся на аэродроме Кимпо 335-й эскадрильи 4-й истребительной авиагруппы отобрали несколько летчиков для выполнения специального задания. Им предстояло летать на «шести секретных машинах».Шесть истребителей F-86F раннего выпуска были оснащены ракетными ускорителями JATO (Jet-Assisted Take-Off - ракетные ускорители взлета). На каждый «Сейбр» ставили по три ускорителя, которые могли включаться одновременно или поочередно. По воспоминанием одного из летчиков три «Сейбра» имели крылья, аналогичные самолетам F-86A/E, а на трех стояли новые крылья с отклоняемыми носками, характерные для F-86F. - Капитан Клиффорд Джолли решил, что мы будем летать парами однотипных машин, а не смешанными группами. Первые полеты показали, что наибольший эффект достигается при одновременном запуске ускорителей. Конечно прекрасно, иметь возможность в любой удобный момент накинуть 3000 фунтов тяги, особенно, если требуется сократить дистанцию до МиГа. Стрельба не сильно сказывалась на поведении самолета с работающим ускорителем. - Я летал в паре с Джолли вскоре после того, как тот «искупался» в Желтом море. Нам сообщили о взлете МиГов с аэродрома Аньдун, куда мы и направились. Над Ялу мы не обнаружили ни одного самолета, между тем показания топливомеров наших «Сейбров» стремились к нулевым отметкам. Мы развернулись на курс к Кимпо и в этот момент я обнаружил противника, о чем и сообщил Джолли. Джолли также беспокоился из-за малого остатка топлива, но, тем не менее, мы вышли в атаку. Я выпустил несколько пулеметных очередей с максимальной дистанции в 2000 футов, боекомплект закончился быстрее, чем мне удалось приблизиться к МиГу на дистанцию эффективного поражающего действия крупнокалиберных пулеметов «Сейбра». Капитан Коуп с задания не вернулся, а после его гибели эксперименты с ускорителями прекратили. В сентябре 1952 г. летчики «Сейбров» из 4-го и 51-го авиакрыльев сбили 61 МиГ достоверно и еще семь - вероятно, собственные потери составили четыре истребителя. Ускорители себя не оправдали, капитан Джолли отзывался о них в целом отрицательно. На оснащенном JATO «Сейбре» он в сентябре сбил два МИГа, причем достижению этих побед ускорители скорее мешали, чем помогали: Джолли при атаке их не включал, а вот задняя центровка от подвешенных JATO оставалась. 2 октября после 11-месячного командования 4-м авиакрылом в Штаты убыл полковник Тинг. Тинг заслуженно считается ведущим командиром истребительного авиакрыла эры освоения реактивных истребителей в ВВС США. К сожаление сегодня его имя почти забыто. Во многом благодаря своему теперь уже бывшему командиру 4-е авиакрыло в октябре 1952 г. стало самым результативным истребительным соединением. Пресса игнорировала Гарри Тинга после его возвращения в Штаты. В последние месяцы 1952 г. было сбито примерно 30 МиГов без потерь со стороны авиации сил ООН. Летчики «Сейбров» не раз видели, как МиГ разбивались в результате ошибочных действий летчиков-китайцев, которые не могли справиться с управлением. Истребители часто срывались в штопор, из которого вывести самолет китайцам было слабо. В начале 1953 г. пилоты F-86 донесли, по крайней мере, о 24 случаях срыва в штопор в ходе боевого маневрирования истребителей МиГ-15; в 19 случаях летчики успешно катапультировались. Полковника Тинга на посту командира 4-го авиакрыла сменил полковник Джеймс Джонсон, 51-м крылом руководил полковник Джон Митчелл. Оба крыла «Сейбров» постоянно дрались с противником над аллеей МиГов. Вскоре после полуночи 2 ноября ночной истребитель F3D-2 «Скайнайт» из эскадрильи VMF(N)-513 летчика майора Уильяма Стрэттона и оператора РЛС сержанта Ганса Хоглинда установил радиолокационный контакт с реактивным истребителем противника. Экипаж идентифицировал его как Як-15. Контакт был быстро потерян, но потом его удалось установить. Ночное небо озарилось вспышкой от взрыва Яка, в который майор Стрэттон разрядил бортовое оружие «Скайнайта». Это была первая победа, одержанная на ночном реактивным истребителе, оснащенным бортовой РЛС, правда ее засчитали как вероятную. Первая подтвержденная реактивная победа над реактивным самолетом в авиации корпуса морской пехоты была одержана 8 ноября: капитан Дэвис на F3D-2 сбил МиГ-15. Полковник Ройал Бэйкер, командир 4-й истребительной авиагруппы, стал 21-м «корейским» асом ВВС США 17 ноября 1952 г., всего же он сбил в Корее 12 реактивных МиГ-15 и один поршневой истребитель Ла-9. Капитан Леонард «Билл» Лилли из 334-й эскадрильи 4-го авиакрыла сбил свой пятый МиГ 18 ноября 1952 г., став таким образом асом № 22. Двумя днями позже титул аса получил капитан Пол Джонс (39-я эскадрилья из 51-го авиакрыла), сбивший два МиГа в одном боевом вылете. 22 ноября 23-м асом стал капитан Сесил Фостер. Каита Карл Диттмер (335-я эскадрилья 4-го истребительного авиакрыла) - из тех пилотов, которые становятся асами заслуженно, а не случайно. Три МиГ-15 он сбил 1 августа 1952 г. и еще два - 10 сентября. Диттмер получил известность не только как выдающийся летчик, но и как искусный художник. Его руке принадлежат красочные надписи «BETTY BOOPS» (на собственном «Сейбре»), «WHAM ВАМ» (на самолете Марти Бэмбрика), «ROSIE» (на истребителе Троя Коупа), «NEWARK FIREBALL» (на самолете Хэнка Крискибина). Ас любил вспоминать прогулки в долину МиГов: В ночь на 10 декабря 1952 г. первую победу в воздушном бою зафиксировали ночники эскадрильи VMF(N)-513. Впервые самолет противника был сбит без установления визуального контакта. Показательно, что победу эту одержал один из лучших «электронных колдунов» авиации корпуса морской пехоты -1-й лейтенант Джозеф Корви. Прежде, чем стать летчиком ночного истребителя F3D «Скайнайт», Кореи служил инженером по обслуживанию бортового электронного оборудования самолетов. Кореи и сержант Дэн Джордж (оператор РЛС) патрулировали в районе Синаньчжу, когда на экране РЛС появилась засветка от самолета противника. До цели было слишком далеко, чтобы увидеть ее простым глазом. Кореи целился, ориентируясь только на данные бортовой РЛС: Противником оказался По-2, самолет который радиолокатором обнаружить было крайне сложно по причине фанерно-перкалевой конструкции. По-2 засчитали как достоверную победу, но в то же ночь Корви и Джорджу записали и вероятную победу. В декабре 1952 г. наряду с По-2 беспокоящие ночные рейды стали совершать учебно-тренировочные Як-18. В количественном отношении Яки сильно уступали По-2, однако их появление внесло новый фактор в ночную войну в воздухе. Обнаружить Як-18 с помощью РЛС было несколько проще, чем По-2 из-за металлического набора фюзеляжа, однако проще - не значит легко. В начале 1953 г. Объединенным Нациям в Корее противостояло армада из 1485 самолетов: 950 МиГ-15, 165 поршневых истребителей, 100 реактивных двухмоторных бомбардировщиков Ил-28 и 270 самолетов других типов. Командующего 5-й воздушной армией ВВС США генерал-лейтенанта Глена Баркуса больше всего беспокоило концентрация бомбардировщиков Ил-28. Был отмечен провокационный полет пары Ил-28 вдоль русла Ялу, к счастью для союзников этот полет так и остался единственным. Назад |