ПРИКРЫТИЕ «ДОРОГИ ЖИЗНИ» И ЛЕНИНГРАДА
С августа 1941 года, и особенно с организацией ледовой коммуникации через Ладожское озеро, названной «дорогой жизни», одной из главных задач истребительной авиации КБФ стало ее воздушное прикрытие. Ответственность за прикрытие с воздуха ладожской ледовой трассы была возложена на командующего ВВС КБФ. Была образована специальная авиагруппа морской истребительной авиации. В нее вошли 5-й, 11-й, 13-й истребительные авиаполки, 12-я отдельная Краснознаменная истребительная авиаэскадрилья с базированием на восточный аэродромный узел[1].
Со своей стороны немецко-фашистское командование, пытаясь прервать сообщение Ленинграда со страной, организовало довольно мощное авиационное наступление на ладожскую «дорогу жизни», выделив для этого около 600 самолетов.
Над Ладогой развернулись ожесточенные воздушные бои, принимавшие иногда характер многодневных сражений. Отважные действия летчиков-истребителей авиации флота, Волховского и Ленинградского фронтов, 7-го истребительного авиационного корпуса противовоздушной обороны и зенитных средств моряков Ладожской военной флотилии не позволили врагу парализовать перевозки людей и грузов. «Дорога жизни» действовала бесперебойно, и грузы в Ленинград шли непрерывным потоком.
Напряженность боевых действий балтийских авиаторов была исключительно высока. В 1941—1942 годах они произвели на прикрытие ладожской коммуникации (ледовой и водной) свыше 8 тысяч самолето-вылетов, провели над Ладогой 203 воздушных боя, сбили около 100 вражеских самолетов[2]. Поэтому трудно переоценить вклад морской авиации в обеспечение снабжения Ленинграда через Ладожское озеро.
Решающее значение сыграла авиация флота также в разгроме десанта противника на острове Сухо 22 октября 1942 года. Советские штурмовики и истребители потопили и вывели из строя половину вражеских десантных кораблей (восемь судов и катеров из 17), сбили 13 самолетов их воздушного прикрытия[3]. В результате противник был вынужден свернуть десант и обратиться в бегство.
За мужество, отвагу и стойкость в боях над Ладогой в январе 1942 года 5-й и 13-й истребительные авиаполки ВВС флота были преобразованы соответственно в 3-й и 4-й гвардейские. Летчики А. Ю. Байсултанов, М. Я. Васильев, В. Ф. Голубев, П. П. Кожанов, Г. Д. Костылев и Г. Д. Цоколаев удостоились высокого звания Героя Советского Союза.
Гитлеровское командование рассчитывало летом захватить Ленинград. С апреля 1942 года начались массированные налеты немецкой авиации на Ленинград и Кронштадт.
Противовоздушная оборона района Ленинград-Кронштадт осуществлялась войсками 2-го района ПВО страны и 7-м истребительным авиакорпусом. Значительно усиливало боевые возможности сил ПВО включение зенитной артиллерии и истребительной авиации флота в систему ПВО района.
Морской авиации была отведена автономная зона ответственности — западный (морской) сектор воздушных подходов к Ленинграду, включавший Кронштадт и район приморской группы войск. Это было одно из главных направлений налетов вражеской авиации.
Большую роль в отражении налетов сыграл кронштадтский воздушный патруль. Он вместе с береговыми и корабельными зенитными средствами был надежным заслоном и против разведчиков, — многие из них были перехвачены и сбиты. Осуществляя прикрытие западного сектора Ленинграда, истребители успешно отражали массированные ночные минные постановки врага. Многие десятки самолетов были сбиты истребителями флота над Кронштадтом и Ленинградом, за что 16 летчиков получили звание Героя Советского Союза.
[1] ЦВМА, ф. 46, д. 208, л. 111.
[2] Отд. ЦВМА, ф. 46, д. 25806, л. 25.
[3] Отд. ЦВМА, ф. 46, д. 11890, лл. 4—20.